Постановление администрации города Коврова от 30.04.2014 N 1032 "О Программе повышения эффективности управления муниципальными финансами города Коврова на 2014 - 2016 годы"
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОВРОВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. № 1032
О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ ГОРОДА КОВРОВА
НА 2014 - 2016 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений администрации города Коврова
от 30.04.2015 № 1056, от 22.07.2015 № 1792)
В целях реализации постановления администрации города Коврова от 12.12.2013 № 2929 "Об утверждении плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики города Коврова" постановляю:
1. Утвердить Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами г. Коврова на 2014 - 2016 годы согласно приложению № 1.
2. Утвердить план мероприятий по реализации Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами г. Коврова на 2014 - 2016 годы согласно приложению № 2.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию.
Временно исполняющий
полномочия главы города
А.В.ЗОТОВ
Приложение № 1
к постановлению
администрации
города Коврова
от 30.04.2014 № 1032
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
Г. КОВРОВА НА 2014 - 2016 ГОДЫ
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами г. Коврова на 2014 - 2016 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 21.11.2013 № 1314 "Об утверждении плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Владимирской области", постановлением администрации города Коврова от 12.12.2013 № 2929 "Об утверждении плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики города Коврова" и определяет направления действий администрации города в указанной сфере.
Цель, задачи и условия реализации Программы
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы г. Коврова.
Несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами еще не завершен.
Необходимость разработки, цели и задачи Программы
В настоящее время в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
вопрос эффективности реализации муниципальных программ пока не является основополагающим при формировании проекта бюджета города;
недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;
незавершенность формирования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов.
Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития города.
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
1) продолжить внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;
2) упорядочить структуру управления финансовыми ресурсами;
3) реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов;
4) обеспечить повышение качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
5) повысить открытость и прозрачность управления общественными финансами.
При этом общей предпосылкой для достижения цели и решения задач Программы является долгосрочная устойчивость и сбалансированность городского бюджета.
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города является важнейшей предпосылкой для сохранения стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата.
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета города необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям:
1) разработка и утверждение основных направлений бюджетной и налоговой политики и других исходных данных для составления проектов бюджета города или - среднесрочной бюджетной стратегии.
Необходимыми условиями при разработке бюджетной и налоговой политики является соблюдение следующих принципов (требований):
принятие в качестве целевого индикатора отсутствие дефицита бюджета города;
сохранение объема муниципального долга муниципального образования на безопасном уровне;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации;
принятие новых расходных обязательств с учетом их эффективности и с учетом сроков и механизмов их реализации в пределах имеющихся ресурсов;
обеспечение достаточной гибкости объема и структуры бюджетных расходов, их перераспределение в соответствии с новыми задачами любо сокращение при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
2) при исполнении бюджета обеспечить безусловное исполнение нормативно закрепленных "бюджетных правил", которые предусматривают:
ограничение предельного объема расходов городского бюджета;
возможность увеличения в ходе исполнения городского бюджета общего объема расходов только на величину дополнительных доходов.
Соблюдение этих правил обеспечит снижение дефицита бюджета города;
3) поддержание безопасного уровня и структуры муниципального долга.
В целом политика муниципальных заимствований будет исходить из необходимости стабилизации объема муниципального долга на приемлемом уровне.
Такой подход обеспечит устойчивость городского бюджета, поскольку позволит в случае кризиса увеличить в целях покрытия дефицита городского бюджета объем муниципального долга при сохранении контролируемого уровня и структуры долговой нагрузки.
Задача 1. Внедрение программно-целевых методов
управления в бюджетный процесс
Муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе "программный" бюджет лишь создает необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов в деятельность органов исполнительной власти.
Эффективность "программного" бюджета будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.
Объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам должен определяться в рамках объективных возможностей бюджета города, с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации муниципальных программ. Муниципальные программы призваны стать механизмом для принятия решений о распределении принимаемых бюджетных обязательств и частичной корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности.
В настоящее время муниципальные программы разработаны в основном на 3 года.
Возникает потребность в разработке долгосрочной бюджетной стратегии.
Необходимым условием для разработки долгосрочной бюджетной стратегии является разработка и ведение долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования на соответствующий период (с определением его содержания, а также порядка разработки и корректировки).
Внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс предлагается провести в 2 этапа:
1) в 2014 - 2016 годах планируется подготовка порядка разработки долгосрочной бюджетной стратегии муниципального образования;
необходимо обеспечить связь между федеральными, региональными и муниципальными программами;
установить порядок отражения субсидий из областного бюджета в муниципальных программах и бюджетах муниципальных образований;
2) с 2017 года муниципальные программы должны быть встроены в единую систему долгосрочного стратегического планирования с удлинением сроков действия программ.
Задача 2. Упорядочение структуры управления финансовыми
ресурсами муниципального образования город Ковров
В рамках настоящей Программы под упорядочением структуры управления финансовыми ресурсами понимается:
повышение эффективности управления доходами;
развитие методологии формирования и использования расходных обязательств как основного финансового ресурса.
Управление доходами
Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов муниципального образования город Ковров, в том числе при реализации муниципальных программ.
При использовании для этих целей налоговых инструментов основное внимание необходимо уделить оценке эффективности применения налоговых льгот, достижению целей и задач, для решения которых были установлены налоговые льготы, а также соотнесение полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение к недополученным в бюджет доходам.
Объектом проведения оценки эффективности налоговых льгот является бюджетная и социальная эффективность от предоставления льгот по местным налогам.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо в рамках Программы принять следующие меры:
1. Для определения бюджетной и социальной эффективности предоставления любых форм стимулирования приоритетных направлений экономики (бюджетные инвестиции, субсидии, гранты, налоговые льготы) закрепить ответственного за ее эффективность - главного распорядителя средств городского бюджета.
Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных форм поддержки, а также введения новых осуществлять по результатам анализа практики их применения и результативности. Результатом этих бюджетных вложений должен стать рост прибыли организаций, объема выпуска и реализации произведенной ими продукции, фонда оплаты труда, в дальнейшем прирост налоговых платежей.
Ежегодно проводить работу по инвентаризации льгот, предоставленных в соответствии с решениями Совета народных депутатов города Коврова, и определять их эффективность.
2. Продление действующих и особенно введение новых налоговых льгот производить на условиях:
а) экономического обоснования предоставляемых налоговых льгот, проведения оценки их бюджетной или социальной эффективности;
б) установления ограничения действия льготы во времени;
в) анализа фактической результативности и эффективности применения налоговых льгот (в том числе в целях возможного принятия решений о дальнейшей их пролонгации).
3. Вопросы любых форм поддержки рассматривать с учетом отсутствия у организаций задолженности в бюджет по налогам и с учетом выплаты средней заработной платы в размере не ниже среднеотраслевого уровня.
Управление расходными обязательствами
Формирование расходов бюджета города осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования.
В соответствии со статьей 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих расходных обязательств, обусловленных нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению, и принимаемых расходных обязательств, обусловленных нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению.
Муниципальные программы сами по себе не формируют расходных обязательств, а задают общие границы для их принятия и исполнения с учетом увязки расходных обязательств разных видов с целями и ожидаемыми результатами в определенной сфере деятельности.
В то же время при переходе к программному бюджету особенно важно четкое определение объема и структуры действующих расходных обязательств.
При этом в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение действующих расходных обязательств возможно и необходимо проведение оптимизации, перераспределения бюджетных ассигнований в пользу более эффективных расходных обязательств. Одновременно это позволяет определить (при соблюдении бюджетных правил) наличие ресурсов для обеспечения принимаемых расходных обязательств с учетом приоритетов социально-экономической политики и уровня эффективности реализации соответствующих муниципальных программ.
Управление муниципальным долгом
Стратегической целью управления муниципальным долгом муниципального образования является обеспечение сбалансированности бюджета города, при сохранении высокой степени долговой устойчивости и умеренной долговой нагрузки как важнейшего конкурентного преимущества муниципального образования.
Источниками финансирования дефицита городского бюджета по-прежнему будут выступать муниципальные заимствования, которые также будут направляться на погашение ранее принятых долговых обязательств.
Важное внимание следует уделить проведению работы с департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области по привлечению бюджетных кредитов на финансирование дефицита городского бюджета, как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на бюджет.
Управление муниципальными нефинансовыми активами
Повышение эффективности управления муниципальными нефинансовыми активами (имущественным комплексом) является существенным резервом повышения эффективности использования финансовых ресурсов муниципального образования.
Для этого необходимо решение таких задач, как оптимизация затрат на содержание и ремонт имущества, вовлечение неиспользуемой в хозяйственном обороте или используемой неэффективно муниципальной собственности.
В сфере управления имуществом муниципального образования должны соблюдаться следующие приоритеты:
1) обеспечение эффективности и целевого использования муниципального имущества;
2) повышение результативности использования бюджетных инвестиций.
Для выполнения указанных приоритетов должно быть обеспечено решение следующих задач:
проведение рыночной оценки стоимости и характера текущего использования муниципального имущества;
ведение пообъектного учета муниципального имущества;
создание системы обязательного учета сделок с имуществом, включая создание, приобретение, передачу между балансодержателями, а также продажу (приватизацию) муниципального имущества;
проведение ежегодного мониторинга изменения рыночной цены муниципального имущества.
Задача 3. Повышение функциональной эффективности
бюджетных расходов
Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к "программному" бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов администрации города за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления.
Создание системы анализа эффективности бюджетных расходов
Система анализа эффективности бюджетных расходов должна основываться на анализе эффективности бюджетных расходов на всех стадиях бюджетного процесса.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств городского бюджета, в процессе формирования проекта бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования будут применяться в полной мере требования к разработке муниципальных программ, а также применение механизмов обоснований бюджетных ассигнований и муниципальных заданий.
При этом обязательным элементом анализа эффективности бюджетных расходов должно стать прогнозирование последствий нереализации мероприятий (осуществления бюджетных расходов), а также оценка предельной эффективности.
При прочих равных условиях объемы бюджетных расходов будут оцениваться в качестве наиболее эффективных в пределах, при которых темпы приростов расходов на один условный рубль не становятся ниже темпов прироста (сокращения) соответствующих показателей, отражающих конечный результат использования муниципальных финансов.
Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
В 2012 году завершился переходный период реформирования муниципальных учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом № 83-ФЗ.
В ходе реализации первого этапа этой системной реформы выявились следующие проблемы и ограничения:
формальное проведение преобразований при фактическом сохранении ранее сложившихся механизмов функционирования муниципальных учреждений, их взаимодействия с органами власти и потребителями;
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет, непрозрачность дифференциации нормативов финансового обеспечения муниципальных услуг и отсутствие методик и опыта определения единых нормативов.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих основных задач.
1. Использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее - муниципальное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребности граждан и общества в муниципальных услугах.
2. Формирование сводного перечня муниципальных услуг на основе базовых (отраслевых) перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности.
Сводный перечень муниципальных услуг, сформированный на основании базовых перечней муниципальных услуг, должен стать основанием для формирования ведомственного перечня муниципальных услуг.
На основе ведомственного перечня, утвержденного главным распорядителем бюджетных средств, должно формироваться муниципальное задание.
3. Переход при финансовом обеспечении учреждений к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики). Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, а, следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
На первом этапе реформы муниципальных учреждений финансовое обеспечение оказания муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием осуществлялось на основе "первоначальных" нормативных затрат, установленных индивидуально для каждого учреждения. Установление индивидуальных нормативных затрат позволило увязать объем финансового обеспечения деятельности учреждения с объемом оказываемых данным учреждением муниципальных услуг, а также проанализировать различия в финансовом обеспечении разных учреждений.
В то же время индивидуальные нормативные затраты тормозят дальнейшее развитие реформы, направленной на повышение качества, эффективности и доступности муниципальных услуг, предусматривающей создание условий для выбора наиболее эффективного поставщика муниципальных услуг по качеству, доступности, стоимости услуг и формирование рыночных механизмов оказания муниципальных услуг для юридических и физических лиц, предусматривающих закупку указанных услуг у организаций-исполнителей, выбранных данными юридическими и физическими лицами.
Вовлечение организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц, а следовательно, обеспечит и рост качества оказания муниципальных услуг населению.
4. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
Необходимо полностью исключить возможность злоупотреблений руководства муниципальных учреждений в части взимания платы за оказание услуг, гарантированных населению за счет городского бюджета, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений "теневых" платных услуг.
5. Внедрение в муниципальных учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансирования учреждений, настроенных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, применение в муниципальных учреждениях принципов "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Задача 4. Повышение качества финансового менеджмента
в секторе муниципального управления
Повышение результативности бюджетных расходов должно быть обеспечено также на операционном уровне, которым определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений органами муниципального управления. Они включают меры, реализуемые на уровне отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов. Указанные меры должны быть направлены на повышение подотчетности органов местного самоуправления, развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования бюджетных средств.
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как на ведомственном уровне, так и на уровне муниципальных учреждений.
Финансовый менеджмент органа местного самоуправления должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность).
В ходе финансового менеджмента органа местного самоуправления должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых на мероприятия, осуществляемые структурными подразделениями, а также оказание муниципальных услуг, осуществляемых подведомственными муниципальными учреждениями.
Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля в органах местного самоуправления.
Повышение качества внутреннего финансового контроля предполагает проведение следующих мероприятий:
разработка и совершенствование нормативного и методического обеспечения внутреннего финансового контроля;
подготовка и переподготовка указанных должностных лиц.
Внутренний контроль должен превратиться в постоянный процесс, осуществляемый руководством и должностными лицами всех структурных уровней в ходе исполнения функций (оказания услуг) и полномочий, направленный на предоставление разумных гарантий:
соблюдения и качественного исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, административных и внутренних регламентов (стандартов);
формирования и представления полной и достоверной финансовой (бухгалтерской) и иной отчетности;
сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении, эффективности его использования;
соблюдения принципов эффективности и результативности деятельности.
Функционирование системы внутреннего контроля, включающей внутренний финансовый контроль должно привести к постоянному росту качества финансового менеджмента главного распорядителя бюджетных средств, муниципального учреждения.
Совершенствование системы мониторинга качества финансового менеджмента будет направлено не только на дополнение и уточнение системы количественных показателей, характеризующих степень отлаженности бюджетных процедур, механизмов внутреннего финансового контроля, состояние бюджетной дисциплины, но и на введение показателей, характеризующих результативность бюджетных расходов в отчетном периоде. Это позволит определить неэффективные бюджетные расходы с последующими возможными решениями по корректировке муниципальных программ.
Кроме того, в рамках решения задачи по повышению эффективности управления отдельными видами расходов бюджета будут внедрены инструменты, позволяющие производить оценку результатов исполнения бюджета.
Задача 5. Обеспечение открытости и прозрачности
общественных финансов
Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов муниципальной власти, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления муниципальными финансами в целом.
Росту указанного показателя в значительной степени будет способствовать публикация брошюры "Бюджет для граждан", а также переход к формированию бюджета города на программной основе.
Для обеспечения финансовой (налогово-бюджетной) прозрачности необходимы:
общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов;
открытость деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов;
наличие и соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности.
Для достижения перечисленных целей будут реализованы меры по следующим основным направлениям:
1. Ежегодная оценка хода реализации и эффективности муниципальных программ, в том числе подготовка ответственными исполнителями муниципальных программ годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ.
2. Публичное рассмотрение проектов муниципальных программ и отчетов об их реализации путем предоставления отчетов о реализации муниципальных программ в Совет народных депутатов города.
3. Использование возможностей сети Интернет в целях обеспечения доступа заинтересованных пользователей к актуальной информации на протяжении всего бюджетного цикла:
о ходе исполнения бюджета;
исполнения муниципальных контрактов;
достигнутых результатах по объему и качеству муниципальных услуг.
4. Регулярная публикация брошюры "Бюджет для граждан" в целях обеспечения полного и доступного информирования граждан города о бюджете города и отчетах об его исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об управлении муниципальными финансами.
Приложение № 2
к постановлению
администрации
города Коврова
от 30.04.2014 № 1032
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ Г. КОВРОВА
НА 2014 - 2016 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений администрации города Коврова
от 30.04.2015 № 1056, от 22.07.2015 № 1792)
N
п/п
Мероприятие
Вид документа (проект)
Срок исполнения
Ответственный исполнитель (соисполнители)
1
2
3
4
5
Обеспечение устойчивости и сбалансированности городского бюджета
1.
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики и других исходных данных для составления проекта бюджета города на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период)
постановление администрации города
II квартал (ежегодно)
Финансовое управление
2.
Порядок разработки и утверждения долгосрочной бюджетной стратегии
постановление администрации города
в течение месяца после разработки аналогичного постановления Губернатора области
Финансовое управление
3.
Изменение Порядка разработки и утверждения прогноза социально-экономического развития
постановление администрации города
в течение месяца после разработки аналогичного постановления Губернатора области
Управление экономики, имущественных и земельных отношений
Внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс
4.
Разработка методики балльной оценки эффективности муниципальных программ
постановление администрации города
II квартал 2014 года
Управление экономики, имущественных и земельных отношений
5.
Приведение сроков реализации муниципальных программ в соответствие со сроками действия долгосрочной бюджетной стратегии города
постановление администрации города
в течение месяца после принятия изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части долгосрочного бюджетного планирования
Управление экономики, имущественных и земельных отношений
6.
Подготовка изменений в порядок ведения реестра расходных обязательств
постановление администрации города
III квартал 2014 года
Финансовое управление
Повышение эффективности бюджетных расходов
7.
Разработка порядка формирования и ведения ведомственных перечней муниципальных услуг (работ)
постановление администрации города
до 1 июня 2015 года
Финансовое управление
8.
Разработка ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), оказываемых муниципальными учреждениями
постановление администрации города
до 1 января 2016 года
Главные распорядители средств городского бюджета
(в ред. постановлений администрации города Коврова от 30.04.2015 № 1056, от 22.07.2015 № 1792)
9.
Разработка нормативов затрат на оказание муниципальных услуг
постановление администрации города
до 1 января 2016 года
Главные распорядители средств городского бюджета
(в ред. постановлений администрации города Коврова от 30.04.2015 № 1056, от 22.07.2015 № 1792)
10.
Разработка порядка применения нормативов затрат на оказание муниципальных услуг при формировании городского бюджета
постановление администрации города
до 01 августа 2015 года
Финансовое управление
11.
Разработка порядка принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность
постановление администрации города
II квартал 2014 года
Управление строительства и архитектуры,
управление городского хозяйства,
финансовое управление
12.
Разработка порядка принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность
постановление администрации города
II квартал 2014 года
Управление строительства и архитектуры,
управление городского хозяйства,
финансовое управление
13.
Разработка порядка осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность за счет средств городского бюджета
постановление администрации города
II квартал 2014 года
Управление строительства и архитектуры,
управление городского хозяйства,
финансовое управление
14.
Разработка порядка принятия получателем средств городского бюджета, предоставляющим субсидию на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности, решения о наличии потребности направления остатка не использованной на начало очередного финансового года субсидии на цели ее предоставления в отчетном году
постановление администрации города
II квартал 2014 года
Управление строительства и архитектуры,
управление городского хозяйства,
финансовое управление
15.
Разработка порядка принятия решений о предоставлении получателем средств городского бюджета права заключать соглашения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности на срок реализации решений о предоставлении указанных субсидий
постановление администрации города
II квартал 2014 года
Управление строительства и архитектуры,
управление городского хозяйства,
финансовое управление
16.
Установление требований к договорам, заключаемым в связи с предоставлением из городского бюджета бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями
постановление администрации города
II квартал 2014 года
Управление строительства и архитектуры,
управление городского хозяйства,
финансовое управление
17.
Разработка и совершенствование механизма единых (групповых) расчетно-нормативных затрат на единицу оказываемых услуг и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества при формировании проектов городского бюджета
приказы главных распорядителей средств городского бюджета
III квартал 2014 года
Главные распорядители средств городского бюджета
Повышение качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления
18.
Проведение мониторинга качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями средств городского бюджета
рейтинг главных распорядителей средств городского бюджета по итогам оценки качества управления финансами
II квартал (по отчету),
IV квартал (по проекту бюджета)
(ежегодно)
Финансовое управление
Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов
19.
Подготовка брошюры "Бюджет для граждан" в соответствии с постановлением администрации города от 01.11.2013 № 2560 "Об утверждении Положения о составлении и публикации брошюры "Бюджет для граждан"
аналитический материал
II квартал (по отчету),
IV квартал (по проекту бюджета)
(ежегодно)
Финансовое управление и структурные подразделения администрации города
------------------------------------------------------------------
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОВРОВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. № 1032
О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ ГОРОДА КОВРОВА
НА 2014 - 2016 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений администрации города Коврова
от 30.04.2015 № 1056, от 22.07.2015 № 1792)
В целях реализации постановления администрации города Коврова от 12.12.2013 № 2929 "Об утверждении плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики города Коврова" постановляю:
1. Утвердить Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами г. Коврова на 2014 - 2016 годы согласно приложению № 1.
2. Утвердить план мероприятий по реализации Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами г. Коврова на 2014 - 2016 годы согласно приложению № 2.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию.
Временно исполняющий
полномочия главы города
А.В.ЗОТОВ
Приложение № 1
к постановлению
администрации
города Коврова
от 30.04.2014 № 1032
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
Г. КОВРОВА НА 2014 - 2016 ГОДЫ
Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами г. Коврова на 2014 - 2016 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 21.11.2013 № 1314 "Об утверждении плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Владимирской области", постановлением администрации города Коврова от 12.12.2013 № 2929 "Об утверждении плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики города Коврова" и определяет направления действий администрации города в указанной сфере.
Цель, задачи и условия реализации Программы
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы г. Коврова.
Несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами еще не завершен.
Необходимость разработки, цели и задачи Программы
В настоящее время в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
вопрос эффективности реализации муниципальных программ пока не является основополагающим при формировании проекта бюджета города;
недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования;
незавершенность формирования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов.
Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития города.
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
1) продолжить внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;
2) упорядочить структуру управления финансовыми ресурсами;
3) реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов;
4) обеспечить повышение качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
5) повысить открытость и прозрачность управления общественными финансами.
При этом общей предпосылкой для достижения цели и решения задач Программы является долгосрочная устойчивость и сбалансированность городского бюджета.
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города является важнейшей предпосылкой для сохранения стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата.
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета города необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям:
1) разработка и утверждение основных направлений бюджетной и налоговой политики и других исходных данных для составления проектов бюджета города или - среднесрочной бюджетной стратегии.
Необходимыми условиями при разработке бюджетной и налоговой политики является соблюдение следующих принципов (требований):
принятие в качестве целевого индикатора отсутствие дефицита бюджета города;
сохранение объема муниципального долга муниципального образования на безопасном уровне;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации;
принятие новых расходных обязательств с учетом их эффективности и с учетом сроков и механизмов их реализации в пределах имеющихся ресурсов;
обеспечение достаточной гибкости объема и структуры бюджетных расходов, их перераспределение в соответствии с новыми задачами любо сокращение при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
2) при исполнении бюджета обеспечить безусловное исполнение нормативно закрепленных "бюджетных правил", которые предусматривают:
ограничение предельного объема расходов городского бюджета;
возможность увеличения в ходе исполнения городского бюджета общего объема расходов только на величину дополнительных доходов.
Соблюдение этих правил обеспечит снижение дефицита бюджета города;
3) поддержание безопасного уровня и структуры муниципального долга.
В целом политика муниципальных заимствований будет исходить из необходимости стабилизации объема муниципального долга на приемлемом уровне.
Такой подход обеспечит устойчивость городского бюджета, поскольку позволит в случае кризиса увеличить в целях покрытия дефицита городского бюджета объем муниципального долга при сохранении контролируемого уровня и структуры долговой нагрузки.
Задача 1. Внедрение программно-целевых методов
управления в бюджетный процесс
Муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе "программный" бюджет лишь создает необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов в деятельность органов исполнительной власти.
Эффективность "программного" бюджета будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.
Объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам должен определяться в рамках объективных возможностей бюджета города, с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации муниципальных программ. Муниципальные программы призваны стать механизмом для принятия решений о распределении принимаемых бюджетных обязательств и частичной корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности.
В настоящее время муниципальные программы разработаны в основном на 3 года.
Возникает потребность в разработке долгосрочной бюджетной стратегии.
Необходимым условием для разработки долгосрочной бюджетной стратегии является разработка и ведение долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования на соответствующий период (с определением его содержания, а также порядка разработки и корректировки).
Внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс предлагается провести в 2 этапа:
1) в 2014 - 2016 годах планируется подготовка порядка разработки долгосрочной бюджетной стратегии муниципального образования;
необходимо обеспечить связь между федеральными, региональными и муниципальными программами;
установить порядок отражения субсидий из областного бюджета в муниципальных программах и бюджетах муниципальных образований;
2) с 2017 года муниципальные программы должны быть встроены в единую систему долгосрочного стратегического планирования с удлинением сроков действия программ.
Задача 2. Упорядочение структуры управления финансовыми
ресурсами муниципального образования город Ковров
В рамках настоящей Программы под упорядочением структуры управления финансовыми ресурсами понимается:
повышение эффективности управления доходами;
развитие методологии формирования и использования расходных обязательств как основного финансового ресурса.
Управление доходами
Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов муниципального образования город Ковров, в том числе при реализации муниципальных программ.
При использовании для этих целей налоговых инструментов основное внимание необходимо уделить оценке эффективности применения налоговых льгот, достижению целей и задач, для решения которых были установлены налоговые льготы, а также соотнесение полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение к недополученным в бюджет доходам.
Объектом проведения оценки эффективности налоговых льгот является бюджетная и социальная эффективность от предоставления льгот по местным налогам.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо в рамках Программы принять следующие меры:
1. Для определения бюджетной и социальной эффективности предоставления любых форм стимулирования приоритетных направлений экономики (бюджетные инвестиции, субсидии, гранты, налоговые льготы) закрепить ответственного за ее эффективность - главного распорядителя средств городского бюджета.
Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных форм поддержки, а также введения новых осуществлять по результатам анализа практики их применения и результативности. Результатом этих бюджетных вложений должен стать рост прибыли организаций, объема выпуска и реализации произведенной ими продукции, фонда оплаты труда, в дальнейшем прирост налоговых платежей.
Ежегодно проводить работу по инвентаризации льгот, предоставленных в соответствии с решениями Совета народных депутатов города Коврова, и определять их эффективность.
2. Продление действующих и особенно введение новых налоговых льгот производить на условиях:
а) экономического обоснования предоставляемых налоговых льгот, проведения оценки их бюджетной или социальной эффективности;
б) установления ограничения действия льготы во времени;
в) анализа фактической результативности и эффективности применения налоговых льгот (в том числе в целях возможного принятия решений о дальнейшей их пролонгации).
3. Вопросы любых форм поддержки рассматривать с учетом отсутствия у организаций задолженности в бюджет по налогам и с учетом выплаты средней заработной платы в размере не ниже среднеотраслевого уровня.
Управление расходными обязательствами
Формирование расходов бюджета города осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования.
В соответствии со статьей 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих расходных обязательств, обусловленных нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению, и принимаемых расходных обязательств, обусловленных нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению.
Муниципальные программы сами по себе не формируют расходных обязательств, а задают общие границы для их принятия и исполнения с учетом увязки расходных обязательств разных видов с целями и ожидаемыми результатами в определенной сфере деятельности.
В то же время при переходе к программному бюджету особенно важно четкое определение объема и структуры действующих расходных обязательств.
При этом в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение действующих расходных обязательств возможно и необходимо проведение оптимизации, перераспределения бюджетных ассигнований в пользу более эффективных расходных обязательств. Одновременно это позволяет определить (при соблюдении бюджетных правил) наличие ресурсов для обеспечения принимаемых расходных обязательств с учетом приоритетов социально-экономической политики и уровня эффективности реализации соответствующих муниципальных программ.
Управление муниципальным долгом
Стратегической целью управления муниципальным долгом муниципального образования является обеспечение сбалансированности бюджета города, при сохранении высокой степени долговой устойчивости и умеренной долговой нагрузки как важнейшего конкурентного преимущества муниципального образования.
Источниками финансирования дефицита городского бюджета по-прежнему будут выступать муниципальные заимствования, которые также будут направляться на погашение ранее принятых долговых обязательств.
Важное внимание следует уделить проведению работы с департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области по привлечению бюджетных кредитов на финансирование дефицита городского бюджета, как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на бюджет.
Управление муниципальными нефинансовыми активами
Повышение эффективности управления муниципальными нефинансовыми активами (имущественным комплексом) является существенным резервом повышения эффективности использования финансовых ресурсов муниципального образования.
Для этого необходимо решение таких задач, как оптимизация затрат на содержание и ремонт имущества, вовлечение неиспользуемой в хозяйственном обороте или используемой неэффективно муниципальной собственности.
В сфере управления имуществом муниципального образования должны соблюдаться следующие приоритеты:
1) обеспечение эффективности и целевого использования муниципального имущества;
2) повышение результативности использования бюджетных инвестиций.
Для выполнения указанных приоритетов должно быть обеспечено решение следующих задач:
проведение рыночной оценки стоимости и характера текущего использования муниципального имущества;
ведение пообъектного учета муниципального имущества;
создание системы обязательного учета сделок с имуществом, включая создание, приобретение, передачу между балансодержателями, а также продажу (приватизацию) муниципального имущества;
проведение ежегодного мониторинга изменения рыночной цены муниципального имущества.
Задача 3. Повышение функциональной эффективности
бюджетных расходов
Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к "программному" бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов администрации города за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления.
Создание системы анализа эффективности бюджетных расходов
Система анализа эффективности бюджетных расходов должна основываться на анализе эффективности бюджетных расходов на всех стадиях бюджетного процесса.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств городского бюджета, в процессе формирования проекта бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования будут применяться в полной мере требования к разработке муниципальных программ, а также применение механизмов обоснований бюджетных ассигнований и муниципальных заданий.
При этом обязательным элементом анализа эффективности бюджетных расходов должно стать прогнозирование последствий нереализации мероприятий (осуществления бюджетных расходов), а также оценка предельной эффективности.
При прочих равных условиях объемы бюджетных расходов будут оцениваться в качестве наиболее эффективных в пределах, при которых темпы приростов расходов на один условный рубль не становятся ниже темпов прироста (сокращения) соответствующих показателей, отражающих конечный результат использования муниципальных финансов.
Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
В 2012 году завершился переходный период реформирования муниципальных учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом № 83-ФЗ.
В ходе реализации первого этапа этой системной реформы выявились следующие проблемы и ограничения:
формальное проведение преобразований при фактическом сохранении ранее сложившихся механизмов функционирования муниципальных учреждений, их взаимодействия с органами власти и потребителями;
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет, непрозрачность дифференциации нормативов финансового обеспечения муниципальных услуг и отсутствие методик и опыта определения единых нормативов.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих основных задач.
1. Использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее - муниципальное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребности граждан и общества в муниципальных услугах.
2. Формирование сводного перечня муниципальных услуг на основе базовых (отраслевых) перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности.
Сводный перечень муниципальных услуг, сформированный на основании базовых перечней муниципальных услуг, должен стать основанием для формирования ведомственного перечня муниципальных услуг.
На основе ведомственного перечня, утвержденного главным распорядителем бюджетных средств, должно формироваться муниципальное задание.
3. Переход при финансовом обеспечении учреждений к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики). Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, а, следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
На первом этапе реформы муниципальных учреждений финансовое обеспечение оказания муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием осуществлялось на основе "первоначальных" нормативных затрат, установленных индивидуально для каждого учреждения. Установление индивидуальных нормативных затрат позволило увязать объем финансового обеспечения деятельности учреждения с объемом оказываемых данным учреждением муниципальных услуг, а также проанализировать различия в финансовом обеспечении разных учреждений.
В то же время индивидуальные нормативные затраты тормозят дальнейшее развитие реформы, направленной на повышение качества, эффективности и доступности муниципальных услуг, предусматривающей создание условий для выбора наиболее эффективного поставщика муниципальных услуг по качеству, доступности, стоимости услуг и формирование рыночных механизмов оказания муниципальных услуг для юридических и физических лиц, предусматривающих закупку указанных услуг у организаций-исполнителей, выбранных данными юридическими и физическими лицами.
Вовлечение организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц, а следовательно, обеспечит и рост качества оказания муниципальных услуг населению.
4. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
Необходимо полностью исключить возможность злоупотреблений руководства муниципальных учреждений в части взимания платы за оказание услуг, гарантированных населению за счет городского бюджета, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений "теневых" платных услуг.
5. Внедрение в муниципальных учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансирования учреждений, настроенных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, применение в муниципальных учреждениях принципов "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Задача 4. Повышение качества финансового менеджмента
в секторе муниципального управления
Повышение результативности бюджетных расходов должно быть обеспечено также на операционном уровне, которым определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений органами муниципального управления. Они включают меры, реализуемые на уровне отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов. Указанные меры должны быть направлены на повышение подотчетности органов местного самоуправления, развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования бюджетных средств.
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как на ведомственном уровне, так и на уровне муниципальных учреждений.
Финансовый менеджмент органа местного самоуправления должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность).
В ходе финансового менеджмента органа местного самоуправления должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых на мероприятия, осуществляемые структурными подразделениями, а также оказание муниципальных услуг, осуществляемых подведомственными муниципальными учреждениями.
Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля в органах местного самоуправления.
Повышение качества внутреннего финансового контроля предполагает проведение следующих мероприятий:
разработка и совершенствование нормативного и методического обеспечения внутреннего финансового контроля;
подготовка и переподготовка указанных должностных лиц.
Внутренний контроль должен превратиться в постоянный процесс, осуществляемый руководством и должностными лицами всех структурных уровней в ходе исполнения функций (оказания услуг) и полномочий, направленный на предоставление разумных гарантий:
соблюдения и качественного исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, административных и внутренних регламентов (стандартов);
формирования и представления полной и достоверной финансовой (бухгалтерской) и иной отчетности;
сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении, эффективности его использования;
соблюдения принципов эффективности и результативности деятельности.
Функционирование системы внутреннего контроля, включающей внутренний финансовый контроль должно привести к постоянному росту качества финансового менеджмента главного распорядителя бюджетных средств, муниципального учреждения.
Совершенствование системы мониторинга качества финансового менеджмента будет направлено не только на дополнение и уточнение системы количественных показателей, характеризующих степень отлаженности бюджетных процедур, механизмов внутреннего финансового контроля, состояние бюджетной дисциплины, но и на введение показателей, характеризующих результативность бюджетных расходов в отчетном периоде. Это позволит определить неэффективные бюджетные расходы с последующими возможными решениями по корректировке муниципальных программ.
Кроме того, в рамках решения задачи по повышению эффективности управления отдельными видами расходов бюджета будут внедрены инструменты, позволяющие производить оценку результатов исполнения бюджета.
Задача 5. Обеспечение открытости и прозрачности
общественных финансов
Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов муниципальной власти, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления муниципальными финансами в целом.
Росту указанного показателя в значительной степени будет способствовать публикация брошюры "Бюджет для граждан", а также переход к формированию бюджета города на программной основе.
Для обеспечения финансовой (налогово-бюджетной) прозрачности необходимы:
общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов;
открытость деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов;
наличие и соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности.
Для достижения перечисленных целей будут реализованы меры по следующим основным направлениям:
1. Ежегодная оценка хода реализации и эффективности муниципальных программ, в том числе подготовка ответственными исполнителями муниципальных программ годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ.
2. Публичное рассмотрение проектов муниципальных программ и отчетов об их реализации путем предоставления отчетов о реализации муниципальных программ в Совет народных депутатов города.
3. Использование возможностей сети Интернет в целях обеспечения доступа заинтересованных пользователей к актуальной информации на протяжении всего бюджетного цикла:
о ходе исполнения бюджета;
исполнения муниципальных контрактов;
достигнутых результатах по объему и качеству муниципальных услуг.
4. Регулярная публикация брошюры "Бюджет для граждан" в целях обеспечения полного и доступного информирования граждан города о бюджете города и отчетах об его исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об управлении муниципальными финансами.
Приложение № 2
к постановлению
администрации
города Коврова
от 30.04.2014 № 1032
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ Г. КОВРОВА
НА 2014 - 2016 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений администрации города Коврова
от 30.04.2015 № 1056, от 22.07.2015 № 1792)
N
п/п
Мероприятие
Вид документа (проект)
Срок исполнения
Ответственный исполнитель (соисполнители)
1
2
3
4
5
Обеспечение устойчивости и сбалансированности городского бюджета
1.
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики и других исходных данных для составления проекта бюджета города на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период)
постановление администрации города
II квартал (ежегодно)
Финансовое управление
2.
Порядок разработки и утверждения долгосрочной бюджетной стратегии
постановление администрации города
в течение месяца после разработки аналогичного постановления Губернатора области
Финансовое управление
3.
Изменение Порядка разработки и утверждения прогноза социально-экономического развития
постановление администрации города
в течение месяца после разработки аналогичного постановления Губернатора области
Управление экономики, имущественных и земельных отношений
Внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс
4.
Разработка методики балльной оценки эффективности муниципальных программ
постановление администрации города
II квартал 2014 года
Управление экономики, имущественных и земельных отношений
5.
Приведение сроков реализации муниципальных программ в соответствие со сроками действия долгосрочной бюджетной стратегии города
постановление администрации города
в течение месяца после принятия изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части долгосрочного бюджетного планирования
Управление экономики, имущественных и земельных отношений
6.
Подготовка изменений в порядок ведения реестра расходных обязательств
постановление администрации города
III квартал 2014 года
Финансовое управление
Повышение эффективности бюджетных расходов
7.
Разработка порядка формирования и ведения ведомственных перечней муниципальных услуг (работ)
постановление администрации города
до 1 июня 2015 года
Финансовое управление
8.
Разработка ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), оказываемых муниципальными учреждениями
постановление администрации города
до 1 января 2016 года
Главные распорядители средств городского бюджета
(в ред. постановлений администрации города Коврова от 30.04.2015 № 1056, от 22.07.2015 № 1792)
9.
Разработка нормативов затрат на оказание муниципальных услуг
постановление администрации города
до 1 января 2016 года
Главные распорядители средств городского бюджета
(в ред. постановлений администрации города Коврова от 30.04.2015 № 1056, от 22.07.2015 № 1792)
10.
Разработка порядка применения нормативов затрат на оказание муниципальных услуг при формировании городского бюджета
постановление администрации города
до 01 августа 2015 года
Финансовое управление
11.
Разработка порядка принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность
постановление администрации города
II квартал 2014 года
Управление строительства и архитектуры,
управление городского хозяйства,
финансовое управление
12.
Разработка порядка принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность
постановление администрации города
II квартал 2014 года
Управление строительства и архитектуры,
управление городского хозяйства,
финансовое управление
13.
Разработка порядка осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность за счет средств городского бюджета
постановление администрации города
II квартал 2014 года
Управление строительства и архитектуры,
управление городского хозяйства,
финансовое управление
14.
Разработка порядка принятия получателем средств городского бюджета, предоставляющим субсидию на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности, решения о наличии потребности направления остатка не использованной на начало очередного финансового года субсидии на цели ее предоставления в отчетном году
постановление администрации города
II квартал 2014 года
Управление строительства и архитектуры,
управление городского хозяйства,
финансовое управление
15.
Разработка порядка принятия решений о предоставлении получателем средств городского бюджета права заключать соглашения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности на срок реализации решений о предоставлении указанных субсидий
постановление администрации города
II квартал 2014 года
Управление строительства и архитектуры,
управление городского хозяйства,
финансовое управление
16.
Установление требований к договорам, заключаемым в связи с предоставлением из городского бюджета бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями
постановление администрации города
II квартал 2014 года
Управление строительства и архитектуры,
управление городского хозяйства,
финансовое управление
17.
Разработка и совершенствование механизма единых (групповых) расчетно-нормативных затрат на единицу оказываемых услуг и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества при формировании проектов городского бюджета
приказы главных распорядителей средств городского бюджета
III квартал 2014 года
Главные распорядители средств городского бюджета
Повышение качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления
18.
Проведение мониторинга качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями средств городского бюджета
рейтинг главных распорядителей средств городского бюджета по итогам оценки качества управления финансами
II квартал (по отчету),
IV квартал (по проекту бюджета)
(ежегодно)
Финансовое управление
Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов
19.
Подготовка брошюры "Бюджет для граждан" в соответствии с постановлением администрации города от 01.11.2013 № 2560 "Об утверждении Положения о составлении и публикации брошюры "Бюджет для граждан"
аналитический материал
II квартал (по отчету),
IV квартал (по проекту бюджета)
(ежегодно)
Финансовое управление и структурные подразделения администрации города
------------------------------------------------------------------