Постановление администрации Гороховецкого района от 31.12.2014 N 2045 "О создании и организации деятельности муниципальной и добровольной пожарной охраны"



ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОХОВЕЦКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2014 г. № 2045

О СОЗДАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
И ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 06.05.2011 № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", от 16.09.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в целях усиления защищенности территории Гороховецкого района от пожаров, чрезвычайных ситуаций, активизации работы по созданию подразделений муниципальной пожарной охраны населенных пунктов по ликвидации пожаров и проведению аварийно-спасательных работ администрация Гороховецкого района постановляет:
1. Утвердить Типовое положение о муниципальной пожарной охране согласно приложению № 1.
2. Утвердить Типовое положение о добровольной пожарной охране согласно приложению № 2.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований городского и сельских поселений Гороховецкого района при разработке муниципальных правовых актов руководствоваться типовыми положениями о муниципальной пожарной охране и о добровольной пожарной охране.
4. Считать утратившим силу постановление главы района от 10.12.2007 № 1333 "О создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны, порядок ее взаимодействия с другими видами пожарной охраны на территории Гороховецкого района".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации района по жилищно-коммунальному комплексу, экономическим вопросам и развитию инфраструктуры.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в газете "Новая жизнь".

Глава администрации района
И.А.АНУФРИЕВ





Приложение № 1
к постановлению
администрации
Гороховецкого района
от 31.12.2014 № 2045

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ

1. Общие положения

1.1. Муниципальная пожарная охрана муниципального образования (далее - МПО) - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
1.2. В своей деятельности МПО руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.
1.3. МПО осуществляет свою деятельность через отдел ГО, ЧС и общественной безопасности администрации Гороховецкого района.
1.4. МПО может привлекаться на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ:
- в соответствии с планом привлечения сил и средств на тушение пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
1.5. МПО принимает участие в разработке муниципальных правовых актов, регламентирующих вопросы пожарной безопасности, и в исполнении администрации Гороховецкого района полномочий в области пожарной безопасности.
1.6. Штат и нормы обеспечения аварийно-спасательными, пожарными и другими средствами МПО утверждаются постановлением администрации муниципального образования в соответствии с типовыми штатами, штатными перечнями и нормами, установленными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
1.7. МПО в установленном порядке взаимодействует с организациями МЧС России и другими организациями при выполнении стоящих перед подразделением задач.
1.8. Для осуществления возложенных на МПО задач и функций за ней закрепляются объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенное для обеспечения тушения пожаров на праве оперативного управления.
1.9. Финансовое обеспечение МПО осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджета и средств, получаемых от осуществления разрешенной иной приносящей доход деятельности.
1.10. МПО вправе осуществлять иную приносящую доход деятельность, разрешенную для пожарной и аварийно-спасательных служб законодательством Российской Федерации, а также учредительными документами, в порядке, установленном собственником.
1.10.1. Порядок использования средств, получаемых от осуществления разрешенной законодательством приносящей доход деятельности, определяется администрацией муниципального образования.
1.11. Материально-техническое обеспечение МПО осуществляется за счет материально-технических ресурсов администрации муниципального образования, организаций и иных источников, разрешенных законодательством Российской Федерации.
1.12. Контроль за деятельностью МПО, использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в оперативном управлении МПО, полученных им финансовых и материальных средств осуществляется в установленном порядке органами местного самоуправления, а также другими уполномоченными органами государственной власти в пределах их компетенции.
1.13. Задачи по обеспечению пожарной охраны муниципального образования МПО осуществляет на основании лицензии, выданной МЧС России.

2. Основные задачи МПО

2.1. Основными задачами МПО являются:
- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории района выезда в соответствии с полномочиями;
- спасение людей и имущества при пожарах;
- организация и осуществление профилактики пожаров;
- поддержание сил и средств в постоянной готовности к выполнению возложенных на нее задач;
- разработка документов по вопросам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в соответствии с полномочиями на территориях районов выезда;
- создание и совершенствование материально-технической базы, осуществление профессиональной подготовки личного состава, осуществление мероприятий по реабилитации, социальной и правовой защите работников МПО и членов их семей.
2.2. К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков МПО не привлекается.

3. Основные функции МПО

3.1. В систему МПО входят:
- органы управления;
- подразделения и организации, предназначенные для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
3.2. МПО в соответствии с возложенными на нее задачами:
- принимает участие в установленном порядке в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территории района выезда;
- привлекается к тушению лесных и торфяных пожаров, проведению поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ;
- выполняет специальные инженерно-технические работы при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- оказывает на пожарах и проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ первую доврачебную помощь пострадавшим;
- разрабатывает документы по вопросам организации профилактики и тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в пределах компетенции;
- участвует в разработке и корректировке документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях, расположенных в районе выезда;
- организует обучение, профессиональную, специальную и физическую подготовку личного состава по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
- готовит и обеспечивает проведение аттестации личного состава в установленном порядке;
- проводит в установленном порядке пожарно-тактические учения (занятия), изучение и исследование характерных пожаров, аварийно-спасательных работ;
- проводит работу по внедрению эффективных приемов и способов тушения пожаров, ведению аварийно-спасательных работ;
- участвует в разработке мероприятий по подготовке населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
- проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности, действиям в случае пожара и других чрезвычайных ситуаций;
- участвует в подготовке пожарных, спасателей и добровольных пожарных обществ;
- организует и осуществляет взаимодействие с подразделениями всех видов пожарной охраны;
- участвует в организации системы обучения работников организаций различных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, мерам пожарной безопасности;
- оказывает помощь Государственному пожарному надзору в профилактике пожаров;
- участвует в разработке, издании и распространении наглядно-изобразительной продукции, тематической литературы, документальных и учебных фильмов, направленных на предупреждение пожаров, гибели и травмирования людей при них;
- осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации в сфере информирования населения о состоянии пожарной безопасности, чрезвычайных ситуациях в муниципальном образовании и их последствиях;
- осуществляет взаимодействие с органами социальной защиты по вопросам соблюдения мер пожарной безопасности соответствующим контингентом, требующим внимания органов социальной защиты муниципального образования;
- осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами муниципального образования в области обеспечения пожарной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- анализирует работу по противопожарной пропаганде и обучению населения, проводимую органами местного самоуправления, собственниками (руководителями) предприятий и разрабатывает предложения по улучшению ее эффективности;
- осуществляет учет мероприятий, проводимых по вопросам противопожарной пропаганды и обучения населения;
- ведет учет организаций, осуществляющих обучение населения муниципального образования мерам пожарной безопасности;
- организует работу юных пожарных, участвует в подготовке команд к участию в соревнованиях, тематических мероприятиях, слетах и т.д.;
- осуществляет взаимодействие с отделом образования по вопросу обучения детей мерам пожарной безопасности, оказывает методическую и практическую помощь работникам образовательных учреждений в организации преподавания предмета "Основы безопасности жизнедеятельности";
- осуществляет противопожарное обеспечение спасательных и других аварийно-восстановительных работ;
- привлекает, в случае необходимости, добровольных пожарных и спасателей общественных спасательных формирований, имеющих соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке, а также граждан с их согласия к участию в тушении пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
- информирует органы местного самоуправления, территориальные органы МЧС, руководителей организаций о фактах нарушений мер пожарной безопасности, которые могут привести к пожарам, авариям и катастрофам техногенного характера, а также при проведении оздоровительных, культурных, спортивных и других массовых мероприятий;
- анализирует состояние травматизма и заболеваемости среди личного состава, разрабатывает профилактические мероприятия по улучшению охраны труда и техники безопасности;
- участвует в соревнованиях по пожарно-спасательному и другим видам спорта;
- анализирует и прогнозирует состояние пожарной безопасности на территории муниципального образования, готовит в установленном порядке предложения по ее совершенствованию;
- осуществляет планирование и контроль за реализацией плановых мероприятий, требований нормативных актов в области обеспечения пожарной безопасности;
- ведет учет пожаров и последствий от них на территории муниципального образования;
- определяет потребности в приобретении пожарной, аварийно-спасательной, специальной и другой техники, оборудования и снаряжения, средств связи в соответствии с нормами, утвержденными МЧС России для подразделений ГПС, а также установленными законодательством Российской Федерации;
- обеспечивает поддержание в постоянной готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарно-технического вооружения, оборудования и средств связи;
- организует эксплуатацию зданий, сооружений, пожарной, аварийно-спасательной, специальной и другой техники, оборудования, снаряжения, средств связи, закрепленных на праве оперативного управления;
- ведет учет лимитной и штатной численности личного состава, анализ и подготовку предложений по совершенствованию структуры и рациональному использованию имеющейся численности;
- контролирует работу по подбору, расстановке, обучению и закреплению кадров, разработке мероприятий по повышению профессионального мастерства личного состава, формированию резерва для выдвижения на вышестоящие должности, организацию работы с лицами, зачисленными в этот резерв;
- рассматривает ходатайства и готовит соответствующие материалы на представление личного состава МПО к государственным и ведомственным наградам;
- вносит в установленном порядке предложения по изменению (уточнению) объемов и направлений использования бюджетных ассигнований, выделяемых из соответствующих бюджетов;
- использует находящееся в его оперативном управлении имущество в соответствии с его целями и задачами своей деятельности.

4. Личный состав МПО

4.1. МПО комплектуется личным составом, прошедшим медицинское освидетельствование на предмет отсутствия физических и медицинских противопоказаний для работы в пожарной охране, имеющим необходимые знания и навыки для выполнения должностных обязанностей.
4.2. До исполнения должностных обязанностей личный состав МПО должен пройти соответствующее специальное первоначальное обучение по утвержденным программам ГПС. Лица, не прошедшие специальное первоначальное обучение, к самостоятельной работе не допускаются.
Последующая подготовка личного состава МПО осуществляется начальником МПО. Программа последующей подготовки согласовывается с ГПС.
4.3. Руководящий состав МПО не реже одного раза в пять лет должен проходить обучение на курсах повышения квалификации.
4.4. Специальное первоначальное обучение и повышение квалификации личного состава МПО осуществляются в пожарно-технических учебных заведениях МЧС России, учебных центрах и пунктах ГПС (за счет средств муниципальных образований).
4.5. Личный состав МПО, выполняющий работы по эксплуатации пожарных машин, изолирующих противогазов и средств связи, должен иметь соответствующую квалификацию (пройти специальное обучение в учебном центре ГПС).
4.6. Личный состав МПО участвует в тушении пожаров на мобильной пожарной технике, входит в состав территориального гарнизона пожарной охраны и привлекается на тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ согласно расписанию выездов пожарных частей гарнизона.
4.7. Личный состав МПО должен знать:
- законодательство в области обеспечения пожарной безопасности, нормативные акты и документы МЧС России, нормативы, правила и стандарты, действующие в сфере обеспечения пожарной безопасности с учетом должностной и функциональной компетенции;
- основы управления и организации труда, делопроизводства в подразделениях МПО и по исполняемой должности;
- организацию газодымозащитной службы (далее - ГДЗС) в подразделениях, устройство, правила эксплуатации и обслуживания средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД);
- основные тактико-технические характеристики и тактические возможности пожарного подразделения;
- опасные факторы пожара и последствия их воздействия на людей, приемы и способы прекращения горения;
- особенности пожарной опасности, пожароопасные и другие опасные свойства веществ, материалов, конструкций и оборудования на закрепленном участке (районе, секторе, зоне) работы;
- правила охраны труда при несении службы и тушении пожаров, и проведении аварийно-спасательных работ;
- средства и методы оказания первой доврачебной помощи.
4.8. Личный состав и пожарная автотехника размещаются в пожарных депо, выполненных в соответствии с нормами пожарной безопасности. Размещение пожарных депо и их количество должны соответствовать требованиям строительных норм и правил.
Размещение личного состава и пожарной техники в приспособленном здании (помещении) возможно исключительно по согласованию с территориальным органом МЧС.

5. Обязанности и права руководства МПО

5.1. МПО возглавляет начальник. Начальник МПО назначается на должность и освобождается от должности главой администрации муниципального образования по согласованию с территориальным органом МЧС.
5.2. Начальник МПО должен иметь:
- высшее или среднее специальное образование пожарно-технического профиля;
- высшее или среднее специальное образование и стаж работы в пожарной охране на должностях начальствующего состава не менее пяти лет.
5.3. При руководстве работами по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ начальник МПО пользуется правами и полномочиями, установленными федеральным законодательством Российской Федерации.
5.4. Начальник МПО обязан:
- знать оперативную обстановку, связанную с пожарами;
- знать месторасположение потенциально опасных объектов, конструктивные особенности зданий и сооружений, а также пожарную опасность технологических процессов производства, технические и оперативно-тактические характеристики специальной техники, порядок ее использования, дислокацию поисково-спасательных служб и подразделений пожарной охраны;
- знать руководящие документы, а также основные положения стандартов, норм и правил, содержащие требования по применению сил и средств ГПС, а также в области пожарной безопасности и осуществления мероприятий по предупреждению пожаров, гибели и травмирования людей при них;
- принимать участие в разработке документов предварительного планирования применения поисково-спасательных сил и средств при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на потенциально опасных объектах, находящихся в зоне обслуживания МПО;
- изучать и знать деловые и морально-психологические качества личного состава МПО;
- организовывать работу и контролировать состояние дежурных сил и средств МПО;
- устанавливать полномочия своим заместителям и руководителям (начальникам) подразделений МПО;
- обеспечивать при разработке и проведении противопожарных мероприятий и поисково-спасательных работ взаимодействие с аварийно-спасательными формированиями, надзорными органами и службами правоохранительных органов;
- организовывать и контролировать содержание пожарно-технического вооружения и эксплуатацию зданий, сооружений, спасательной и пожарной техники, аварийно-спасательного инструмента, хозяйственно-финансовую деятельность и материально-техническое обеспечение МПО;
- проводить мероприятия по развитию материально-технической базы МПО; обеспечивать подбор и расстановку кадров, их воспитание и профессиональную подготовку;
- организовывать работу по проведению служебной аттестации личного состава;
- осуществлять контроль за целевым использованием и сохранностью имущества, находящегося в оперативном управлении МПО;
- обеспечивать расходование финансовых и материальных средств по целевому назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов, соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию средств.
5.5. Начальник МПО имеет право:
- проводить плановые и внеплановые проверки состояния готовности МПО;
- ходатайствовать в установленном порядке о награждении работников МПО за отвагу и личное мужество, проявленные при участии в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, государственными наградами Российской Федерации, наградами МЧС России, а также по другим видам поощрения;
- определять способы тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, исходя из складывающейся обстановки;
- представлять МПО в органах местного самоуправления;
- применять в установленном порядке и в пределах своей компетенции поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на личный состав МПО;
- организовывать и проводить совещания, семинары, конференции, учебные и иные сборы личного состава.

6. Реорганизация и ликвидация МПО

6.1. Реорганизация и ликвидация МПО осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.





Приложение № 2
к постановлению
администрации
Гороховецкого района
от 31.12.2014 № 2045

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ

1. Настоящее Положение регламентирует порядок создания подразделений добровольной пожарной охраны в организациях независимо от наличия подразделений Государственной противопожарной службы или ведомственной пожарной охраны, а также регистрации добровольных пожарных.
Добровольная пожарная охрана (далее - ДПО) - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
2. Подразделения ДПО создаются в виде дружин или команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности Гороховецкого района.
Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин.
Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.
3. Команды подразделяются на разряды:
первого - с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении);
второго - с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства;
третьего - с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.
4. Муниципальные подразделения ДПО создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению главы муниципального образования городского, либо сельского поселения, а объектовые подразделения ДПО - на основании приказа руководителя организации.
5. Орган местного самоуправления (организация) в течение 10 дней информирует подразделение федеральной противопожарной службы (далее - ФПС), в районе выезда которого находится соответствующее муниципальное образование (организация), о создании, реорганизации и ликвидации подразделения ДПО.
6. Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура устанавливаются руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ФПС.
7. Начальник подразделения ДПО назначается руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ФПС.
8. На подразделения ДПО возлагаются следующие основные задачи:
- участие в предупреждении пожаров;
- участие в тушении пожаров.
9. В соответствии с возложенными задачами подразделения ДПО осуществляют следующие основные функции:
- оказывают содействие в соблюдении требований пожарной безопасности в организациях и в населенных пунктах;
- принимают участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;
- проводят противопожарную пропаганду;
- принимают участие в службе пожарной охраны;
- участвуют в тушении пожаров.
10. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений ДПО осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств организаций, в которых созданы эти подразделения, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.
11. Подразделения ДПО комплектуются добровольными пожарными.
12. В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.
13. Отбор граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения ДПО осуществляется органом местного самоуправления, а в добровольные пожарные объектового подразделения ДПО - организациями.
14. Для участия в отборе граждане подают письменное заявление на имя руководителя органа местного самоуправления (организации).
15. По результатам отбора в течение 30 дней со дня подачи заявления орган местного самоуправления (организация) принимает решение о принятии гражданина в добровольные пожарные или об отказе гражданину в приеме в добровольные пожарные. Граждане, принятые в добровольные пожарные, регистрируются в Реестре добровольных пожарных муниципального подразделения ДПО или в Реестре добровольных пожарных объектового подразделения ДПО.
16. Порядок ведения и хранения Реестра, а также передачи содержащихся в нем сведений в подразделение ФПС устанавливает орган местного самоуправления (организация) по согласованию с руководителем подразделения ФПС.
17. Органы местного самоуправления (организации) организуют первоначальную подготовку добровольных пожарных.
Первоначальная подготовка добровольных пожарных осуществляется на безвозмездной основе, как правило, на базе подразделений ФПС.
18. Основанием для исключения гражданина из числа добровольных пожарных является:
- личное заявление;
- состояние здоровья, не позволяющее работать в пожарной охране;
- систематическое невыполнение установленных требований, а также самоустранение от участия в деятельности подразделения пожарной охраны;
- совершение действий, несовместимых с пребыванием в добровольной пожарной охране.
19. Добровольным пожарным предоставляется право:
- участвовать в деятельности по обеспечению пожарной безопасности на соответствующей территории муниципального образования (организации);
- проверять противопожарное состояние объектов или их отдельных участков на соответствующей территории муниципального образования (организации);
- нести службу (дежурство) в подразделениях ФПС;
- проникать в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений.
20. На добровольных пожарных возлагаются обязанности:
- обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой первоначальной подготовки добровольных пожарных;
- соблюдать меры пожарной безопасности;
- выполнять требования, предъявляемые к добровольным пожарным;
- участвовать в деятельности пожарной охраны;
- осуществлять дежурство в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком, утвержденным соответствующим руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ФПС;
- соблюдать установленный порядок несения службы в подразделениях пожарной охраны, дисциплину и правила охраны труда;
- бережно относиться к имуществу пожарной охраны, содержать в исправном состоянии пожарно-техническое вооружение и оборудование.
21. Органами местного самоуправления (организациями) по согласованию с руководителями подразделения ФПС организуется и осуществляется последующая подготовка добровольных пожарных с привлечением специалистов подразделения ФПС.
Последующая подготовка добровольных пожарных осуществляется в подразделении ДПО, а также может проводиться на ежегодных учебных сборах в подразделениях ФПС.
22. Программа последующей подготовки добровольных пожарных разрабатывается начальником подразделения ДПО и утверждается руководителем подразделения ФПС.
23. Для организации дежурства команды делятся не менее чем на четыре дежурных караула в населенных пунктах и по числу рабочих смен в организациях.
24. Дежурные караулы команд возглавляются начальниками из числа наиболее подготовленных добровольных пожарных.
25. Порядок несения службы в дружинах определяется ее начальником по согласованию с руководителем подразделения ФПС исходя из обеспечения реализации в полном объеме поставленных задач.
26. Для своевременного реагирования на пожары начальником подразделения ДПО по согласованию с руководителем подразделения ФПС определяется порядок сбора добровольных пожарных и способ их доставки к месту пожара.
27. Подразделения ДПО в обязательном порядке привлекаются к проведению пожарно-тактических учений (занятий).
28. Учет фактического времени несения службы (дежурства) добровольными пожарными в подразделениях пожарной охраны, а также проведения мероприятий по предупреждению пожаров осуществляется начальником подразделения ДПО.
29. Добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются специальной одеждой и снаряжением.
30. Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------