Постановление администрации Юрьев-Польского района от 31.03.2014 N 342 "О программе повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования Юрьев-Польский район на 2014 - 2016 годы"



ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2014 г. № 342

О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ РАЙОН НА 2014 - 2016 ГОДЫ

В целях реализации постановления администрации муниципального образования Юрьев-Польский район от 11.12.2013 № 1706 "Об утверждении плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики муниципального образования Юрьев-Польский район" постановляю:
1. Утвердить Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования Юрьев-Польский район на 2014 - 2016 годы согласно приложению № 1.
2. Утвердить план мероприятий по реализации Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования Юрьев-Польский район на 2014 - 2016 годы согласно приложению № 2.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации
Е.В.РОДИОНОВА





Приложение № 1
к постановлению
администрации
Юрьев-Польского района
от 31.03.2014 № 342

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ
РАЙОН НА 2014 - 2016 ГОДЫ

Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования Юрьев-Польский район на 2014 - 2016 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р и постановлением администрации муниципального образования Юрьев-Польский район от 11.12.2013 № 1706 "Об утверждении плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики муниципального образования Юрьев-Польский район" и определяет основные направления действий администрации муниципального образования Юрьев-Польский район в указанной сфере.

1. Итоги реализации Программы повышения эффективности
бюджетных расходов муниципального образования
Юрьев-Польский район на 2011 - 2013 годы

В 2011 - 2013 годах действия администрации муниципального образования Юрьев-Польский район по повышению эффективности бюджетных расходов осуществлялись в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального образования Юрьев-Польский район на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Юрьев-Польский район от 15.07.2010 № 994 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального образования Юрьев-Польский район и других исходных данных для составления проекта бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район на 2011 год".
По всем запланированным мероприятиям был достигнут положительный эффект:
1) повышение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район;
2) совершенствование разграничения полномочий.
В рамках комплексной реформы здравоохранения с 2012 года полномочия органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В результате вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которым с 2014 года за счет областного бюджета осуществляются новые расходные полномочия в виде субвенций в части финансового обеспечения реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
В целях обеспечения реализации указанных полномочий и одновременно выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований произведено перераспределение нормативов зачисления доходов от налога на доходы физических лиц между областным бюджетом и бюджетом муниципального района.
С 1 января 2014 года в бюджет муниципального образования Юрьев-Польский район зачисляются:
- доходы от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в размере 15% норматива от указанного налога;
3) муниципальные программы муниципального образования Юрьев-Польский район как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов.
В 2013 году принят правовой акт, регламентирующий порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район, - постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район от 06.09.2013 № 1199 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район".
Организована работа по подготовке проектов муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район;
4) переход к программной структуре расходов бюджета.
В 2013 году финансовым управлением администрации муниципального образования Юрьев-Польский район разработана новая структура классификации расходов бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район, предусматривающая интеграцию в структуру бюджетной классификации программной составляющей (на уровне целевых статей) (приказ финансового управления от 31.10.2013 № 41).
Бюджет муниципального образования Юрьев-Польский район на 2014 год сформирован в программном формате;
5) оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения.
По результатам реализации административной реформы к концу 2013 года утверждены практически все необходимые административные регламенты предоставления (исполнения) услуг (функций) органов администрации муниципального образования Юрьев-Польский район. Продолжением этой работы стали разработка и утверждение правовых актов, касающихся вопросов повышения качества предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций, предусматривающих взаимодействие с гражданами и организациями (по принципу "одного окна").
В рамках формирования системы предоставления информации о муниципальных услугах и муниципальных услугах, оказываемых в электронной форме, проведены подготовительные работы для использования центральной инфраструктуры электронного правительства:
федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
федеральной государственной информационной системы "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
Кроме того, создается единая межведомственная информационно-статистическая система, а также создана инфраструктура для обмена документами и сведениями между органами исполнительной власти в электронном виде - система межведомственного электронного документооборота в целях технологического обеспечения информационного взаимодействия при предоставлении (исполнении) муниципальных услуг (функций) в электронном виде;
6) повышение эффективности предоставления муниципальных услуг.
В 2011 - 2012 годах была проведена реформа системы оказания муниципальных услуг на базе Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ). Закон № 83-ФЗ стал основополагающим документом для установления правового статуса муниципальных учреждений в форме казенных, бюджетных (таблица 1).

Таблица 1

Информация сети муниципальных
учреждений
Всего
единиц
процент
Всего муниципальных учреждений (на 01.01.2014)
43
100
Казенное учреждение
8
19
Бюджетное учреждение
35
81

После завершения переходного периода, установленного для изменения правового положения бюджетных учреждений с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года, финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется путем предоставления данным учреждениям субсидий на выполнение муниципального задания. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район и на основании бюджетной сметы.
С 1 января 2012 года начал свою работу официальный сайт в сети Интернет по размещению информации о муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru;
7) реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального образования Юрьев-Польский район.
В рамках реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов всеми органами администрации муниципального образования Юрьев-Польский район были приняты и реализуются ведомственные планы повышения эффективности бюджетных расходов.
Финансовое управление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район проводит регулярный мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район.
В целом задачи Программы повышения эффективности бюджетных расходов были решены, что обеспечило преемственность развития системы управления общественными финансами и создало качественно новую базу для разработки новой программы в этой сфере.

2. Цель, задачи и условия реализации Программы

Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы муниципального образования Юрьев-Польский район.
Несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами еще не завершен.

Необходимость разработки, цель и задачи Программы

Наряду с положительными результатами реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов в 2011 - 2013 годах в настоящее время в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
незавершенность формирования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов;
отсутствие ответственности за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов, программ, инвестиционных проектов;
формальное применение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
обособленность планирования и использования "текущих" (постоянных) и "инвестиционных" (срочных) бюджетных расходов;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора муниципального управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Исходя из этого, целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования Юрьев-Польский район.
Для ее достижения предлагается обеспечить решение следующих пяти основных задач:
1) продолжить внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;
2) упорядочить структуру управления финансовыми ресурсами;
3) реализовать меры по повышению функциональной эффективности бюджетных расходов;
4) обеспечить повышение качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
5) повысить открытость и прозрачность управления общественными финансами.
При этом общими предпосылками для достижения цели и решения задач Программы является:
долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках соответствующих муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район в соответствии с утверждаемым постановлением администрации муниципального образования Юрьев-Польский район планом мер по реализации Программы.

Обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета
муниципального образования Юрьев-Польский район

Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район является важнейшей предпосылкой для сохранения стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата.
Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям:
1) разработка и утверждение основных направлений бюджетной и налоговой политики и других исходных данных для составления проекта бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район или среднесрочной бюджетной стратегии.
Основной целью документа является определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей и результатов муниципальной политики, сформулированных в стратегии социально-экономического развития муниципального образования Юрьев-Польский район, при обеспечении сбалансированности и устойчивости бюджета и повышении эффективности бюджетных расходов.
Необходимыми условиями при разработке бюджетной и налоговой политики является соблюдение следующих принципов (требований):
определение постановлением администрации муниципального образования Юрьев-Польский район базового варианта прогноза социально-экономического развития муниципального образования Юрьев-Польский район, принятого для целей бюджетного планирования и прогнозирования (при наличии других вариантов), с учетом необходимости минимизации рисков для сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район;
принятие в качестве целевого индикатора снижение дефицита бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район;
сохранение объема муниципального долга муниципального образования Юрьев-Польский район на безопасном уровне;
полнота учета и прогнозирования финансовых ресурсов, регулятивных инструментов и структурных реформ, которые могут быть использованы для достижения целей и результатов муниципальной политики в соответствующих сферах (отраслях);
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации;
принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и с учетом сроков и механизмов их реализации в пределах имеющихся ресурсов;
обеспечение достаточной гибкости объема и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов и критериев для их перераспределения в соответствии с новыми задачами либо сокращения при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
2) при исполнении бюджета обеспечить безусловное исполнение нормативно закрепленных "бюджетных правил", которые предусматривают:
ограничение предельного объема расходов бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район;
возможность увеличения в ходе исполнения бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район общего объема расходов только на величину дополнительных доходов.
Соблюдение этих правил обеспечит снижение дефицита бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район;
3) поддержание безопасного уровня и структуры муниципального долга муниципального образования Юрьев-Польский район.
В целом политика муниципальных заимствований будет исходить из необходимости стабилизации объема муниципального долга муниципального образования Юрьев-Польский район на приемлемом уровне.
Такой подход обеспечит устойчивость бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район, поскольку позволит в случае кризиса увеличить в целях покрытия дефицита бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район объем муниципального долга муниципального образования Юрьев-Польский район при сохранении контролируемого уровня и структуры долговой нагрузки.

Задача 1. Внедрение программно-целевых методов управления
в бюджетный процесс

В рамках реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2013 годы была подготовлена нормативная, правовая, методическая и аналитическая база для перехода, начиная с 2014 года, к формированию и исполнению бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район на основе муниципальных программ (программному бюджету).
В то же время, при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе программный бюджет лишь создает необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов в деятельность органов администрации муниципального образования Юрьев-Польский район.
Муниципальные программы должны быть встроены в стратегическое управление. Они становятся рабочим инструментом, который детализирует документы более высокого уровня - послания Президента Российской Федерации, концепции, направления политики, сформулированные в указах Президента Российской Федерации, и доводит показатели, задачи, цели, содержащиеся в этих документах, до уровня ответственных исполнителей программ.
В настоящее время муниципальные программы муниципального образования Юрьев-Польский район разработаны в основном на 3 года. Однако трехлетний период был предназначен для решения отдельных системных проблем, определенных долгосрочными целевыми программами. Муниципальные программы, определяющие ключевые муниципальные функции, должны разрабатываться на более длительный период.
Возникает потребность в разработке долгосрочной бюджетной стратегии.
Необходимым условием для разработки долгосрочной бюджетной стратегии является разработка и ведение долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования Юрьев-Польский район на соответствующий период (с определением его содержания, а также порядка разработки и корректировки).
Внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс предлагается провести в 2 этапа:
1) в 2014 - 2016 годах планируется подготовка порядка разработки долгосрочной бюджетной стратегии муниципального образования Юрьев-Польский район;
необходимо обеспечить связь между федеральными, региональными и муниципальными программами;
2) с 2017 года муниципальные программы должны быть встроены в единую систему долгосрочного стратегического планирования с удлинением сроков действия программ.

Задача 2. Упорядочение структуры управления финансовыми
ресурсами муниципального образования Юрьев-Польский район

В рамках настоящей Программы под упорядочением структуры управления финансовыми ресурсами муниципального образования Юрьев-Польский район понимается:
повышение эффективности управления доходами;
развитие методологии формирования и использования расходных обязательств как основного финансового ресурса;
включение в единую систему управления всех финансовых и непосредственно связанных с ними нефинансовых ресурсов, которые могут и должны быть направлены на достижение целей муниципальной политики.

Управление доходами муниципального образования
Юрьев-Польский район

Политика в области формирования и администрирования доходов бюджетов является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов муниципального образования Юрьев-Польский район, в том числе при реализации муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район.
При использовании для этих целей налоговых инструментов основное внимание необходимо уделить оценке эффективности применения налоговых льгот и других преференций, достижению целей и задач, для решения которых будут установлены те или иные налоговые преференции, а также соотнесение полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение в виде недополученных в бюджет доходов.
Не разработана методика бюджетной эффективности применения других форм налогового стимулирования предприятий, в частности, в виде предоставления субсидий из бюджета, что не дает возможности определить конечный результат бюджетных вложений.
При оказании любых форм муниципальной поддержки организациям налоговые преференции должны расцениваться как "налоговые расходы".
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо в рамках Программы принять следующие меры:
1. Для определения бюджетной и социальной эффективности предоставления любых форм стимулирования приоритетных направлений экономики (бюджетные инвестиции, субсидии, гранты, налоговые льготы) закрепить ответственного за ее эффективность соответствующее управление, комитет администрации муниципального образования Юрьев-Польский район.
При этом ответственный орган должен проводить работу по систематизации действующих форм муниципальной поддержки и их оценке, решению проблем администрирования и определения наиболее востребованных в целях модернизации производства и внедрения инноваций.
Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных форм муниципальной поддержки, а также введения новых осуществлять по результатам анализа практики их применения, администрирования и результативности. Результатом этих бюджетных вложений должен стать рост прибыли организаций, объема выпуска и реализации произведенной ими продукции, фонда оплаты труда, в дальнейшем - прирост налоговых платежей.
Ежегодно проводить работу по инвентаризации и систематизации установленных на муниципальном уровне льгот по местным налогам, которая позволит определить эффективность указанных льгот.
Обеспечить периодическое обновление и актуализацию перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования.
2. Введение новых налоговых льгот производить на условиях:
а) экономического обоснования предоставляемых налоговых льгот, проведения оценки их бюджетной и (или) социальной эффективности;
б) установления ограничения действия льготы во времени;
в) анализа фактической результативности и эффективности применения налоговых льгот по итогам каждого периода ее применения (в том числе в целях возможного принятия решений о дальнейшей их пролонгации).
3. Для решения перспективных вопросов социально-экономического развития муниципального образования Юрьев-Польский район расширять применение других форм налогового стимулирования предприятий, в частности, в виде субсидирования процентных ставок по предоставленным банками кредитам, которое позволит обеспечить более привлекательные для заемщиков условия кредитования, равный к ним подход и улучшит конкурентоспособность предприятий.
4. Вопросы любых форм муниципальной поддержки рассматривать с учетом отсутствия у организаций задолженности в бюджет по налогам и с учетом выплаты средней заработной платы в размере не ниже среднеотраслевого уровня.

Управление расходными обязательствами муниципального
образования Юрьев-Польский район

Формирование расходов бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования Юрьев-Польский район, возникающими в результате:
принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Владимирской области и муниципального образования Юрьев-Польский район при осуществлении органами администрации муниципального образования Юрьев-Польский район полномочий по предметам ведения муниципального образования Юрьев-Польский район и (или) полномочий по предметам совместного ведения Владимирской области и муниципального образования Юрьев-Польский район;
заключения от имени муниципального образования Юрьев-Польский район договоров (соглашений) при осуществлении органами администрации муниципального образования Юрьев-Польский район полномочий по предметам ведения муниципального образования Юрьев-Польский район и (или) полномочий по предметам совместного ведения Владимирской области и муниципального образования Юрьев-Польский район;
принятия законодательных и иных нормативных правовых актов муниципального образования Юрьев-Польский район по переданным полномочиям и по участию органов муниципальной власти муниципального образования Юрьев-Польский район в осуществлении полномочий по предметам ведения Владимирской области;
принятия законодательных и иных нормативных правовых актов муниципального образования Юрьев-Польский район о предоставлении трансфертов другим бюджетам бюджетной системы.
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих расходных обязательств, обусловленных решениями, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению, и принимаемых расходных обязательств, обусловленных решениями, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению.
Муниципальные программы муниципального образования Юрьев-Польский район, являясь инструментом реализации муниципальной политики, сами по себе не формируют расходных обязательств, а задают общие границы для их принятия и исполнения с учетом увязки расходных обязательств разных видов с целями и ожидаемыми результатами в определенной сфере деятельности.
В то же время при переходе к программному бюджету особенно важно четкое определение объема и структуры действующих расходных обязательств.
При этом в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение действующих расходных обязательств возможно и необходимо проведение оптимизации, перераспределения бюджетных ассигнований в пользу более эффективных расходных обязательств. Одновременно это позволяет определить (при соблюдении бюджетных правил) наличие ресурсов для обеспечения принимаемых расходных обязательств с учетом приоритетов социально-экономической политики муниципального образования Юрьев-Польский район и уровня эффективности реализации соответствующих муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район.
При принятии законодательных и иных нормативных правовых актов муниципального образования Юрьев-Польский район следует также соблюдать ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации для районов, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов превышает 30%.

Управление муниципальным долгом и финансовыми активами
муниципального образования Юрьев-Польский район

Стратегической целью управления муниципальным долгом муниципального образования Юрьев-Польский район является обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости и умеренной долговой нагрузки как важнейшего конкурентного преимущества муниципального образования Юрьев-Польский район.
Основными источниками финансирования дефицита бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район по-прежнему будут выступать остатки, которые также будут направляться на погашение ранее принятых долговых обязательств.
Важное внимание следует уделить проведению работы с департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики по привлечению бюджетных кредитов на финансирование дефицита бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на бюджет.
Особое место в системе управления муниципальным долгом муниципального образования Юрьев-Польский район занимают муниципальные гарантии муниципального образования Юрьев-Польский район.
В целях повышения эффективности инструмента муниципальных гарантий муниципального образования Юрьев-Польский район, а также управления рисками бюджета, связанными с их предоставлением, при оказании муниципальной гарантийной поддержки целесообразно исходить из следующих основных принципов:
1) установление единых подходов для предоставления муниципальных гарантий муниципального образования Юрьев-Польский район;
2) требования к отбору проектов, в отношении которых применяется данный вид муниципальной поддержки, должны основываться на анализе рынков сбыта товаров (услуг), производимых соответствующими предприятиями, а также на конкретизации выгодоприобретателем порождаемых таким сбытом финансовых потоков. Объем последних должен быть достаточен для возврата основной суммы кредита, предоставленного под муниципальную гарантию, и выплаты процентов;
3) предоставление муниципальной гарантийной поддержки по "планово-убыточным проектам" и финансово-неэффективным предприятиям недопустимо, так как дискредитирует данный инструмент муниципальной экономической политики;
4) обеспечение распределения рисков между муниципальным образованием Юрьев-Польский район и участниками сделки (проекта), гарантированной муниципальным образованием Юрьев-Польский район;
5) оказание гарантийной поддержки при условии удовлетворительного финансового состояния принципалов;
6) наличие обеспечения возврата в бюджет принципалом средств, использованных гарантом на исполнение муниципальных гарантий, и установление дополнительных требований к данному обеспечению;
7) соблюдение определенных ограничений получателями муниципальной поддержки на период действия муниципальных гарантий (например, отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту), а также установление ответственности принципала за нереализацию поддерживаемых проектов.

Управление муниципальными нефинансовыми активами

Повышение эффективности управления муниципальными нефинансовыми активами (имущественным комплексом) является существенным резервом повышения эффективности использования финансовых ресурсов муниципального образования Юрьев-Польский район.
Для этого необходимо решение таких задач, как оптимизация затрат на содержание и ремонт имущества, упорядочивание и нормирование процесса формирования данных расходов, отказ от сохранения имущества в собственности в пользу его аренды, вовлечение не используемой в хозяйственном обороте или используемой неэффективно муниципальной собственности.
В целях оптимизации бюджетных расходов и повышения эффективности использования муниципального имущества будут проведены оценки наличия и масштабов непрофильных (не связанных с основной деятельностью) активов, имеющихся в распоряжении администрации муниципального образования Юрьев-Польский район. Также должна быть завершена кадастровая оценка имущества, незавершенность которой является существенным препятствием как для формирования эффективной системы учета недвижимости, введения налога на недвижимость, так и расширения доходной базы муниципального образования Юрьев-Польский район.
С учетом изложенного в сфере управления имуществом публично-правовых образований должны соблюдаться следующие приоритеты:
1) обеспечение эффективности и целевого использования имущественных комплексов, частично или полностью принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию Юрьев-Польский район, либо имущества компаний с участием муниципального образования Юрьев-Польский район;
2) повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компаний с участием муниципального образования Юрьев-Польский район;
3) повышение результативности использования бюджетных инвестиций, а также иных инструментов финансовой поддержки компаний с участием муниципального образования Юрьев-Польский район, понимая под результатом выполнение первых трех приоритетов.
Для выполнения указанных приоритетов должно быть обеспечено решение следующих задач:
проведение рыночной оценки стоимости и характера текущего использования муниципального имущества;
ведение пообъектного учета муниципального имущества;
создание системы обязательного учета сделок с имуществом, включая создание, приобретение, докапитализацию компаний с участием муниципального образования Юрьев-Польский район, передачу между балансодержателями, а также продажу (приватизацию) муниципального имущества;
проведение ежегодного мониторинга изменения рыночной цены муниципального имущества, в том числе вследствие докапитализации за счет бюджетных средств, изменения рыночной конъюнктуры и повышения качества менеджмента компании с участием муниципального образования Юрьев-Польский район;
обеспечение учета использования имущества для достижения ключевых целей муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район, в том числе в составе ежегодного отчета о ходе их реализации.

Задача 3. Повышение функциональной эффективности
бюджетных расходов

Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к "программному" бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов администрации муниципального образования Юрьев-Польский район за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов администрации муниципального образования Юрьев-Польский район.

Создание системы анализа эффективности бюджетных расходов

Система анализа эффективности бюджетных расходов должна основываться на анализе эффективности бюджетных расходов на всех стадиях бюджетного процесса.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район, в процессе формирования проекта бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования будут применяться в полной мере требования к разработке муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район, установленные постановлением администрации муниципального образования Юрьев-Польский район от 06.09.2013 № 1199 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район", а также применение механизмов обоснований бюджетных ассигнований и муниципальных заданий.
При этом обязательным элементом анализа эффективности бюджетных расходов должно стать прогнозирование последствий нереализации мероприятий (осуществления бюджетных расходов), а также оценка предельной эффективности.
При прочих равных условиях объемы бюджетных расходов будут оцениваться в качестве наиболее эффективных в пределах, при которых темпы приростов расходов на один условный рубль не становятся ниже темпов прироста (сокращения) соответствующих показателей, отражающих конечный результат использования муниципальных финансов.
Принципиальной задачей формирования системы анализа эффективности бюджетных расходов является применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, выработка конкретных планов ("дорожных карт") по минимизации выявленных локальных и общих препятствий эффективного использования бюджетных средств.

Повышение эффективности оказания муниципальных услуг

В 2012 году завершился переходный период реформирования муниципальных учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг и работ, предусмотренного Законом № 83-ФЗ.
В ходе реализации первого этапа этой системной реформы выявились следующие проблемы и ограничения:
формальное проведение преобразований при фактическом сохранении ранее сложившихся механизмов функционирования муниципальных учреждений, их взаимодействия с органами власти и потребителями, ограниченной финансово-экономической самостоятельностью и стимулами для повышения эффективности своей деятельности;
различия в подходах к определению однотипных услуг, при которых одинаковые по сути услуги имеют различные наименования;
преобладание практики определения нормативных затрат исходя из отчетного и планируемого объема бюджетных ассигнований с учетом индексации расходов прошлых лет, непрозрачность дифференциации нормативов финансового обеспечения муниципальных услуг и отсутствие методик и опыта определения единых нормативов.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих основных задач.
1. Использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее - муниципальное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах.
Сводные показатели муниципальных заданий должны включаться в состав индикаторов муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район (подпрограмм), в рамках которых осуществляется организация оказания этих услуг, а параметры муниципальных заданий формироваться в соответствии с целями и результатами соответствующих муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район.
2. Преобразование муниципальных учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов администрации муниципального образования Юрьев-Польский район, в организации иной организационно-правовой формы. Изменение типа бюджетных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов администрации муниципального образования Юрьев-Польский район, по типу казенного учреждения либо их ликвидация.
3. Оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации муниципальных учреждений, деятельность которых не соответствует полномочиям, возложенным на орган администрации муниципального образования Юрьев-Польский район, который является его учредителем, а также не соответствует профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Необходимо разработать критерии принятия решений о целесообразности сохранения, реорганизации, изменении типа или ликвидации муниципальных учреждений, предусмотрев анализ основных видов деятельности учреждений, определенных учредительными документами, оценку объема (содержания) оказываемых муниципальных услуг, наличие конкурентных отношений, установление достоверных критериев для измерения качества, количества и стоимости конечных результатов деятельности учреждений и т.д.
4. Формирование единого регистра муниципальных услуг на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности, и включающих в себя муниципальные услуги, реализуемые в рамках Законов № 210-ФЗ и № 83-ФЗ.
Единый регистр муниципальных услуг, сформированный на основании базовых перечней муниципальных услуг, должен стать основанием для формирования ведомственного перечня муниципальных услуг.
На основе ведомственного перечня, утвержденного органом администрации муниципального образования Юрьев-Польский район, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, либо главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся казенные учреждения, должно формироваться муниципальное задание.
Муниципальные задания на основе базовых и ведомственных перечней предлагается формировать, начиная с 2015 года.
5. Переход при финансовом обеспечении учреждений к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом отраслевой специфики). Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, а следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
На первом этапе реформы муниципальных учреждений финансовое обеспечение оказания муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием осуществлялось на основе "первоначальных" нормативных затрат, установленных индивидуально для каждого учреждения. Установление индивидуальных нормативных затрат позволило увязать объем финансового обеспечения деятельности учреждения с объемом оказываемых данным учреждением муниципальных услуг, а также проанализировать различия в финансовом обеспечении разных учреждений.
В то же время индивидуальные нормативные затраты тормозят дальнейшее развитие реформы, направленной на повышение качества, эффективности и доступности муниципальных услуг, предусматривающей создание условий для выбора наиболее эффективного поставщика муниципальных услуг по качеству, доступности, стоимости услуг и формирование рыночных механизмов оказания муниципальных услуг для юридических и физических лиц, предусматривающих закупку указанных услуг у организаций - исполнителей, выбранных данными юридическими и физическими лицами.
Вовлечение организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц, а следовательно, обеспечит и рост качества оказания муниципальных услуг населению.
Необходимо предусмотреть возможность финансового обеспечения оказания муниципальных услуг через их потребителя, когда средства бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район поступают в учреждение после обращения потенциального получателя муниципальной услуги именно в это учреждение.
Кроме того, необходимо установить прозрачную методику по определению стоимости муниципальных услуг путем введения единых (групповых) значений нормативных затрат формирования субсидий на выполнение муниципального задания с использованием корректирующих показателей.
6. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
Одним из требований Закона № 83-ФЗ является четкое разграничение услуг, оказываемых муниципальными учреждениями на платной и бесплатной основе. В Законе № 7-ФЗ указан исчерпывающий перечень случаев, в которых учреждение вправе оказывать платные услуги только сверх муниципального задания и по видам деятельности учреждения, не являющиеся основными и не финансируемые по муниципальному заданию. В пределах муниципального задания платные услуги можно оказывать, только если эта возможность установлена в федеральном законе (например, Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре").
Решение проблемы определения стоимости платных услуг не предполагается осуществлять в рамках централизованного единого решения о методах регулирования определения платы. К полномочиям органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, отнесены многие способы: от полного регулирования данным органом цены каждой услуги для каждого учреждения до предоставления полной самостоятельности учреждению.
При этом согласно Закону № 7-ФЗ порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом администрации муниципального образования Юрьев-Польский район, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, учреждение, выполняющее работы, оказывающее услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату, должно осуществлять данные виды деятельности на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Необходимо полностью исключить возможность злоупотреблений руководства муниципальных учреждений в части взимания платы за оказание услуг, гарантированных населению за счет бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений "теневых" платных услуг.
7. Продолжение работы по организационной и информационной поддержке реформы муниципальных учреждений.
Для этого необходимо предусмотреть ведение информационной базы мониторинга реализации реформы муниципальных учреждений и финансового анализа ее результатов, а также организационные мероприятия, направленные на разъяснение механизмов и инструментов реализации реформы для руководителей учреждений.
8. Включение показателей качества муниципальных услуг в муниципальные задания.
Необходимо установить стандарты оказания муниципальных услуг, обязательные для выполнения в соответствии с предусмотренными законодательством Российской Федерации гарантиями.
9. Внедрение в муниципальных учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансирования учреждений, настроенных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, применение в муниципальных учреждениях принципов "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
10. Переход от мониторинга первого этапа реформы совершенствования правового положения муниципальных учреждений, разработанных органами администрации муниципального образования Юрьев-Польский район, правовых актов, приведенных в соответствие с требованиями Закона № 83-ФЗ, уставов муниципальных учреждений к мониторингу результатов и эффектов от реализации реформы муниципальных учреждений.
Развитие указанной системы мониторинга является важной самостоятельной задачей, для решения которой необходимо:
разработать отраслевые показатели эффективности деятельности муниципальных учреждений, позволяющие оценить достижение целей, поставленных указанным законом;
усовершенствовать механизм осуществления мониторинга, минимизировав собираемые в его процессе сведения, а также продолжить работу с официальным сайтом в сети Интернет www.bus.gov.ru, который должен стать основным источником информации о муниципальных учреждениях, позволяющим формировать любые виды аналитической отчетности.

Повышение эффективности бюджетных инвестиций

В рамках реализации Программы необходимо обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов инвестиционного характера, сопряженное с масштабным привлечением частных инвестиций в экономику муниципального образования Юрьев-Польский район, посредством решения следующих задач:
повышение эффективности бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями;
передача большей части рисков по инвестиционным проектам от муниципалитетов к частным инвесторам с расширением доступа капитала на традиционно муниципальный рынок инвестиций в социальную сферу и инфраструктуру;
повышение эффективности управления созданными в результате инвестиционной деятельности активами, в том числе компаниями с муниципальным участием и институтами развития, включая привлечение частного капитала к их дальнейшему развитию и модернизации;
совершенствование механизмов предоставления муниципальных гарантий муниципального образования Юрьев-Польский район.
Для решения указанных задач в рамках Программы должны быть осуществлены следующие меры.
1. Мероприятия, направленные на совершенствование бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности:
методическое сопровождение деятельности органами местного самоуправления по применению новых способов осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, а также проведения мониторинга исполнения бюджета по данным расходам;
поэтапное снижение доли объектов, включаемых в перечень инвестиционных проектов при отсутствии утвержденной в установленном порядке проектной документации;
уточнение порядков принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, предоставления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, субсидий бюджетным учреждениям.
2. Мероприятия, направленные на сокращение рисков инвестирования:
повышение инвестиционной привлекательности инвестиционных проектов за счет установления долгосрочных тарифов, а также иных мер регуляторного характера в сфере реализации проекта;
повышение инвестиционной привлекательности проектов за счет улучшения условий ведения бизнеса в муниципальном образовании Юрьев-Польский район;
разработка и применение в бюджетном планировании отраслевых моделей муниципального стимулирования экономической активности, привлечения частных инвестиций и управления отраслевыми рисками;
переход от бюджетных инвестиций к закупкам товаров и услуг на основе долгосрочных проектных соглашений в случае реализации инвестиционного проекта в сфере осуществления муниципальных функций;
проведение оценки возможности привлечения частных инвестиций для реализации по данному проекту;
привлечение частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов с передачей им части проектных рисков в случае возможности коммерческого использования объектов, созданных в результате реализации инвестиционного проекта;
стимулирование частных инвестиций в рамках проектов по комплексному развитию территорий с последующей частичной компенсацией понесенных расходов в части развития публичной инфраструктуры в зависимости от дополнительных налоговых поступлений от эксплуатации новых предприятий, созданных участниками таких проектов;
развитие инструментов страхования инвестиций.
3. Мероприятия, направленные на повышение эффективности бюджетных инвестиций, предоставляемых юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями:
уточнение порядка предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, в части совершенствования контроля за достижением целей и задач, для реализации которых осуществлялись вложения в уставный капитал;
установление обязательных требований к обоснованию новых бюджетных и "налоговых расходов" инвестиционного характера в формате инвестиционных проектов, в том числе путем корректировки правил и методических указаний по разработке муниципальных программ в части обязательного использования принципов проектного подхода к планированию расходов инвестиционного характера;
осуществление оценки потребности в средствах бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район на основе структуры финансирования инвестиционного проекта с использованием различных инструментов, включая "налоговые расходы";
формирование правил предоставления "налоговых расходов" для реализации инвестиционных проектов и оценки их целевого использования, эффективности и результативности на общих с другими расходами принципах;
проведение анализа и включение в муниципальные программы муниципального образования Юрьев-Польский район объемов "налоговых расходов" по инвестиционным проектам и действующим предприятиям в отраслях экономики;
формирование механизмов и стратегии выхода муниципального образования Юрьев-Польский район из инвестиционных проектов на условиях возвратности вложенных бюджетных средств, а также устойчивости и сохранения темпов развития созданных предприятий;
завершение (прекращение) мероприятий по поддержке экономики, не обеспечивающих достижение целевых показателей, определенных в муниципальных программах.

Повышение эффективности межбюджетных трансфертов

Для повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов необходимы взаимоувязанные действия в двух направлениях - создание устойчивых предпосылок и стимулов к повышению эффективности расходов местных бюджетов и совершенствование структуры и порядка (методик) предоставления межбюджетных трансфертов.
В рамках первого направления базовой предпосылкой является четкое и стабильное разграничение обязательств и доходных источников между публично-правовыми образованиями, обеспечивающее достаточную степень их финансовой самостоятельности в рамках единых принципов управления общественными финансами и возможности реализации единой муниципальной политики;
обязательный учет качества нормативного правового регулирования системы контроля и аудита при распределении и предоставлении межбюджетных трансфертов;
конкретизация порядка и условий оценки соответствия параметров местных бюджетов требованиям (ограничениям) бюджетного законодательства при безусловном, предсказуемом и прозрачном применении конкретных мер ответственности в случае их нарушения.
В целях создания инструментов для поддержки ликвидности счетов местных бюджетов на Федеральное казначейство возложено полномочие по предоставлению бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов.
В рамках второго направления необходимо прежде всего скорректировать подходы к формированию и структуре межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в целом.
Предоставление кредитов из бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район бюджетам муниципальных образований будет в основном ограничено кредитами, предоставляемыми в рамках соглашений с финансовым управлением о сокращении задолженности перед бюджетом муниципального образования Юрьев-Польский район и иных мероприятий, повышающих устойчивость бюджетов муниципальных образований, включая оптимизацию долговой нагрузки и развитие налогового потенциала.
Основным инструментом межбюджетного регулирования на уровне муниципального образования Юрьев-Польский район будут оставаться дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Задача 4. Повышение качества финансового менеджмента
в секторе муниципального управления

Повышение результативности бюджетных расходов должно быть обеспечено также на операционном уровне, которым определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений органами муниципального управления. Они включают меры, реализуемые на уровне отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов. Указанные меры должны быть направлены на повышение подотчетности органов муниципальной власти, развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования бюджетных средств.
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента, как на ведомственном уровне, так и на уровне муниципальных учреждений.
Финансовый менеджмент органа муниципальной власти должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый аудит).
В ходе финансового менеджмента органа муниципальной власти должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых на мероприятия, осуществляемые структурными подразделениями, а также оказание муниципальных услуг, осуществляемых подведомственными муниципальными учреждениями.
Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля и аудита в органах муниципальной власти.
Внутренний финансовый контроль дополняется внутренним финансовым аудитом, нацеленным на проведение на основе функциональной независимости оценки надежности системы внутреннего финансового контроля, полноты и достоверности бюджетной отчетности. Основным результатом внутреннего финансового аудита будет направление руководителю органа муниципальной власти рекомендаций по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Повышение качества внутреннего финансового контроля и аудита предполагает проведение следующих мероприятий:
разработка и совершенствование нормативного и методического обеспечения внутреннего финансового контроля и аудита;
внедрение системы внешней и внутренней оценки качества внутреннего финансового контроля и аудита на основе установленных количественных показателей эффективности деятельности должностных лиц в сфере внутреннего финансового контроля и аудита;
подготовка и переподготовка указанных должностных лиц.
Внутренний контроль должен превратиться в постоянный процесс, осуществляемый руководством и должностными лицами всех структурных уровней в ходе исполнения функций (оказания услуг) и полномочий, направленный на предоставление разумных гарантий:
соблюдения и качественного исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, административных и внутренних регламентов (стандартов);
формирования и представления полной и достоверной финансовой (бухгалтерской) и иной отчетности;
сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении, эффективности его использования;
соблюдения принципов эффективности и результативности деятельности.
Функционирование системы внутреннего контроля и аудита, включающей внутренний финансовый контроль и аудит, должно привести к постоянному росту качества финансового менеджмента главного распорядителя бюджетных средств, муниципального учреждения.
Для количественной оценки повышения качества финансового менеджмента необходимо продолжить развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, осуществляемого финансовым управлением администрации муниципального образования Юрьев-Польский район.
Совершенствование системы мониторинга качества финансового менеджмента будет направлено не только на дополнение и уточнение системы количественных показателей, характеризующих степень отлаженности бюджетных процедур, механизмов внутреннего финансового контроля, состояние бюджетной дисциплины, но и на введение показателей, характеризующих результативность бюджетных расходов в отчетном периоде. Это позволит определить области неэффективных бюджетных расходов с последующими возможными решениями по корректировке муниципальных программ.
Органы муниципальной власти - учредители должны создать многофакторную систему мониторинга качества финансового менеджмента муниципальных учреждений, в результате которого должна объективно оцениваться деятельность любого муниципального учреждения на основе показателей, характеризующих:
объем предоставленных муниципальных услуг, их качество и доступность;
законность и качество управления имуществом муниципальных учреждений, используемого для целей оказания муниципальных услуг;
качество управления доходами муниципальных учреждений от приносящей доход деятельности (утверждение и реализация программ материального стимулирования сотрудников учреждений);
обоснованность планов финансово-хозяйственной деятельности;
качество финансовой дисциплины, выражающейся в соблюдении планов финансово-хозяйственной деятельности, правильности и достоверности ведения бухгалтерского учета и учетной политики;
обоснованность наличия остатков в части субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Кроме того, в рамках решения задачи по повышению эффективности управления отдельными видами расходов бюджета будут внедрены инструменты, позволяющие производить оценку результатов исполнения бюджета.

Задача 5. Обеспечение открытости и прозрачности
общественных финансов

Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов муниципальной власти, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления муниципальными финансами в целом.
Росту указанного показателя в значительной степени будет способствовать переход муниципального образования Юрьев-Польский район к формированию бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район на программной основе.
Для обеспечения финансовой (налогово-бюджетной) прозрачности необходимы:
общедоступность информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов;
открытость деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов;
наличие и соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности;
рассмотрение и утверждение Советом народных депутатов муниципального образования Юрьев-Польский район бюджетных параметров, бюджетной отчетности в увязке с планируемыми и достигнутыми целями и результатами муниципальной политики;
обеспечение широкого участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных финансов.
Для достижения перечисленных целей будут реализованы меры по следующим основным направлениям.
1. Ежегодная оценка хода реализации и эффективности муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район, в том числе:
подготовка ответственными исполнителями муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район;
разработка управлением экономики и планирования администрации муниципального образования Юрьев-Польский район и представление главе администрации муниципального образования Юрьев-Польский район сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район с его представлением в Совет народных депутатов муниципального образования Юрьев-Польский район одновременно с отчетом об исполнении бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район.
2. Публичное рассмотрение проектов муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район и отчетов об их реализации, в том числе:
обсуждение проектов новых муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район и проектов изменений в утвержденные муниципальные программы на коллегии администрации муниципального образования Юрьев-Польский район перед внесением их на утверждение администрации муниципального образования Юрьев-Польский район;
представление отчетов о реализации муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район в Совет народных депутатов муниципального образования Юрьев-Польский район;
заключения МКУ "Контрольно-счетный орган муниципального образования Юрьев-Польский район" о реализации муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район, о проектах изменений в муниципальные программы и их рассмотрении Советом народных депутатов муниципального образования Юрьев-Польский район одновременно с отчетом об исполнении бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район и (или) проектом решения Совета народных депутатов муниципального образования Юрьев-Польский район о бюджете муниципального образования Юрьев-Польский район на очередной финансовый год.
3. Разработка управлением экономики и планирования администрации муниципального образования Юрьев-Польский район совместно с главными распорядителями бюджетных средств системы мер, принимаемых по результатам мониторинга, ежегодной экспертизы и оценки муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район, оценки итогов публичных процедур рассмотрения, направленных на решение проблем, возникающих в процессе планирования и реализации муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район, в том числе внедрение формализованных оценок и (или) рейтингов качества программ и процесса их реализации, мер стимулирующего характера (например, повышение самостоятельности в процессе перераспределения ассигнований).
4. Развитие механизмов общественного контроля за подготовкой и реализацией муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район.
Необходимо разработать комплексные подходы к применению механизмов общественного контроля в процессе реализации муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район.
5. Организация деятельности по участию граждан в бюджетном процессе в рамках системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов в сфере управления общественными финансами, результатах их общественных обсуждений, в том числе развитие процедур раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов в сфере управления общественными финансами и результатах их общественных обсуждений на уровне муниципального образования Юрьев-Польский район.
Участие граждан в бюджетном процессе предполагает открытый доступ к информации о разработке проектов нормативных документов, который, в свою очередь, должен быть обеспечен посредством:
использования органами администрации муниципального образования Юрьев-Польский район в целях общественного обсуждения проектов нормативных актов различных форм публичных консультаций, включая ведомственные ресурсы и специализированные ресурсы в сети Интернет;
обязательного обобщения органом администрации муниципального образования Юрьев-Польский район - разработчиками проектов нормативных правовых актов результатов публичных консультаций и размещение соответствующей информации на едином ресурсе в сети Интернет.

7. Использование возможностей сети Интернет в целях обеспечения доступа заинтересованных пользователей к актуальной информации на протяжении всего бюджетного цикла:
о ходе исполнения бюджета;
подготовке крупных муниципальных закупок (формировании и реализации планов и планов-графиков муниципальных закупок);
исполнении муниципальных контрактов;
исполнении соглашений (договоров) о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район;
достигнутых результатах по объему и качеству оказанных муниципальных услуг.





Приложение № 2
к постановлению
администрации
Юрьев-Польского района
от 31.03.2014 № 342

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ РАЙОН НА 2014 - 2016 ГОДЫ

№ п/п
Мероприятие
Вид документа (проект)
Срок исполнения
Муниципальная программа
(внепрограммные мероприятия)
Ответственный исполнитель
(соисполнители)
1
2
3
4
5
6
Обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район
1.
Разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики и других исходных данных для составления проекта бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район на 2015 год
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
III квартал
(ежегодно)
внепрограммные мероприятия
финансовое управление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
2.
Внесение изменений в решение Совета народных депутатов Юрьев-Польского района "Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Юрьев-Польский район" в части долгосрочного бюджетного планирования
решение Совета народных депутатов муниципального образования Юрьев-Польский район
в течение месяца после принятия изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации
внепрограммные мероприятия
финансовое управление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
3.
Порядок разработки и утверждения долгосрочной бюджетной стратегии муниципального образования Юрьев-Польский район
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
в течение месяца после разработки аналогичного постановления Правительства Российской Федерации и Губернатора Владимирской области
внепрограммные мероприятия
финансовое управление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
4.
Изменение Порядка разработки и утверждения прогноза социально-экономического развития муниципального образования Юрьев-Польский район
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
в течение месяца после разработки аналогичного постановления Правительства Российской Федерации и Губернатора Владимирской области
внепрограммные мероприятия
управление экономики и планирования администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
Внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс
5.
Разработка методики балльной оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
II квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
управление экономики и планирования администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
6.
Приведение сроков реализации муниципальных программ муниципального образования Юрьев-Польский район в соответствие со сроками действия долгосрочной бюджетной стратегии муниципального образования Юрьев-Польский район
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
в течение месяца после принятия изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части долгосрочного бюджетного планирования
внепрограммные мероприятия
управление экономики и планирования администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
7.
Подготовка изменений в порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального образования Юрьев-Польский район
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
II квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
финансовое управление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
8.
Подготовка нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации перехода к составлению проекта бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район в программной структуре с 2015 года
нормативные правовые акты органов местного самоуправления
II квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
финансовое управление и структурные подразделения администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
Упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами муниципального образования Юрьев-Польский район
9.
Разработка порядка предоставления финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию нормативным правовым актом
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
II квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
финансовое управление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
Повышение эффективности бюджетных расходов
10.
Разработка порядка формирования и ведения ведомственных перечней муниципальных услуг (работ)
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
до 1 апреля 2015 года
внепрограммные мероприятия
финансовое управление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
11.
Разработка ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), оказываемых муниципальными учреждениями
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
до 1 апреля 2015 года
внепрограммные мероприятия
органы администрации муниципального образования Юрьев-Польский район - учредители муниципальных учреждений
12.
Разработка нормативов затрат на оказание муниципальных услуг
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
до 1 апреля 2015 года
внепрограммные мероприятия
органы администрации муниципального образования Юрьев-Польский район - учредители муниципальных учреждений
13.
Разработка порядка применения нормативов затрат на оказание муниципальных услуг при формировании бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
до 15 августа 2015 года
внепрограммные мероприятия
финансовое управление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
14.
Разработка методики проведения оценки бюджетной эффективности предоставления из бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район субсидий юридическим лицам
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
II квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
органы и структурные подразделения администрации муниципального образования Юрьев-Польский район (по курируемым направлениям)
15.
Разработка инвестиционной стратегии муниципального образования Юрьев-Польский район
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
II квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
управление экономики и планирования администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
16.
Разработка порядка принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности муниципального образования Юрьев-Польский район и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципального образования Юрьев-Польский район
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
II квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
МКУ Юрьев-Польского района "Управление капитального строительства, реализации инвестиционных программ и социально-хозяйственного обеспечения администрации муниципального образования Юрьев-Польский район"
17.
Разработка порядка принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности муниципального образования Юрьев-Польский район и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципального образования Юрьев-Польский район
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
II квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
МКУ Юрьев-Польского района "Управление капитального строительства, реализации инвестиционных программ и социально-хозяйственного обеспечения администрации муниципального образования Юрьев-Польский район"
18.
Разработка порядка осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности муниципального образования Юрьев-Польский район и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципального образования Юрьев-Польский район за счет средств бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
II квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
МКУ Юрьев-Польского района "Управление капитального строительства, реализации инвестиционных программ и социально-хозяйственного обеспечения администрации муниципального образования Юрьев-Польский район"
19.
Разработка порядка принятия получателем средств бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район, предоставляющим субсидию на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности муниципального образования Юрьев-Польский район, решения о наличии потребности направления остатка не использованной на начало очередного финансового года субсидии на цели ее предоставления в отчетном году
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
II квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
МКУ Юрьев-Польского района "Управление капитального строительства, реализации инвестиционных программ и социально-хозяйственного обеспечения администрации муниципального образования Юрьев-Польский район"
20.
Разработка порядка принятия решений о предоставлении получателем средств бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район права заключать соглашения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности муниципального образования Юрьев-Польский район на срок реализации решений о предоставлении указанных субсидий
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
II квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
МКУ Юрьев-Польского района "Управление капитального строительства, реализации инвестиционных программ и социально-хозяйственного обеспечения администрации муниципального образования Юрьев-Польский район"
21.
Установление требований к договорам, заключаемым в связи с предоставлением из бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
II квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
МКУ Юрьев-Польского района "Управление капитального строительства, реализации инвестиционных программ и социально-хозяйственного обеспечения администрации муниципального образования Юрьев-Польский район"
22.
Направление главным распорядителям средств бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район методических рекомендаций по учету отраслевых (ведомственных) особенностей планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район на социальную сферу на очередной финансовый год
письмо
2014 - 2016 годы
III квартал
внепрограммные мероприятия
финансовое управление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
23.
Разработка и совершенствование механизма единых (групповых) расчетно-нормативных затрат на единицу оказываемых услуг и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества при формировании проектов бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район
приказы управления образования и комитета по культуре
2014 - 2016 годы
III квартал
внепрограммные мероприятия
органы администрации муниципального образования Юрьев-Польский район - учредители муниципальных учреждений социальных отраслей
24.
Принятие мер по расширению практики вовлечения организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс оказания муниципальных услуг
аналитическая записка
2014 - 2016 годы
II квартал
внепрограммные мероприятия
управление образования и комитет по культуре администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
25.
При формировании расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений муниципального образования Юрьев-Польский район:
- устанавливать систему критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
- устанавливать стимулирующие выплаты только с учетом показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
- обеспечивать дифференциацию оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения
аналитическая записка
2014 - 2016 годы
1 квартал
внепрограммные мероприятия
органы администрации муниципального образования Юрьев-Польский район - учредители муниципальных учреждений социальных отраслей
26.
Провести инвентаризацию социальных выплат и льгот, установленных муниципальными нормативными правовыми актами, и их пересмотр на основе принципов адресности и нуждаемости
аналитическая записка, при необходимости - решение Совета народных депутатов муниципального образования Юрьев-Польский район
II квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
управление образования, комитет по культуре администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
27.
Обеспечение реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по повышению эффективности и качества услуг в сферах образования, культуры, а также мер по реорганизации неэффективных организаций в соответствии с абзацем четвертым подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
информация в департаменты образования и культуры администрации области
2014 год ежеквартально, не позднее 15 дней по истечении отчетного периода
внепрограммная деятельность
управление образования, комитет по культуре администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
Повышение качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления
28.
Разработка Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
II квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
МКУ "Контрольно-счетный орган муниципального образования Юрьев-Польский район", управление по правовой и административной работе администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
29.
Подготовка изменений в порядок проведения мониторинга качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район
постановление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
III квартал 2014 года
внепрограммные мероприятия
финансовое управление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
30.
Проведение мониторинга качества управления финансами, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район
рейтинг главных распорядителей средств бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район по итогам оценки качества управления финансами
II квартал (по отчету),
IV квартал (по проекту бюджета)
(ежегодно)
внепрограммные мероприятия
финансовое управление администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов
31.
Подготовка и размещение в сети Интернет информации о расходовании бюджетных средств и оказании муниципальных услуг муниципальными учреждениями социальной сферы муниципального образования Юрьев-Польский район
информация
2014 - 2016 годы
внепрограммные мероприятия
управление образования, комитет по культуре администрации муниципального образования Юрьев-Польский район


------------------------------------------------------------------