Информация Владимирстата от 20.10.2014 N 08-01-27/32 "О состоянии розничной торговли в 2013 году"



ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 20 октября 2014 г. № 08-01-27/32

О СОСТОЯНИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В 2013 ГОДУ

В розничной торговле осуществляли деятельность по состоянию на 1 января 2014 г. 3194 <1> юридических лица и их территориально-обособленные подразделения, в том числе 2418 малых предприятий. В рыночно-ярмарочной торговле насчитывалось 62 объекта с общим числом торговых мест - 11,5 тыс.: 6 рынков, 40 ярмарок, 13 ярмарок выходного дня, 3 сезонных ярмарки.
--------------------------------
<1> Данные приведены на основе Статистического регистра хозяйствующих субъектов, включающего фактически действовавшие юридические лица.

Число индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в розничной торговле, составляло 15793 <2> человека.
--------------------------------
<2> Данные приведены на основе БД "Индивидуальные предприниматели" Статистического регистра Владимирстата.

Оборот розничной торговли в 2013 г. составлял 164720,4 млн. руб., по сравнению с 2012 г. увеличился (в сопоставимых ценах) на 4,2% (увеличение в 2012 г. по сравнению с 2011 г. составило 15,4%). В течение 2013 г. наблюдалось ежемесячное увеличение темпов роста оборота розничной торговли по сравнению с соответствующими периодами 2012 г. (кроме декабря) (приложение № 1).
В структуре оборота розничной торговли в 2013 г. наибольшая доля приходилась на продажу товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка, - 94,3% (в 2012 г. - 94,2%).

Структура
формирования оборота розничной торговли в 2013 г.
(в % к общему объему оборота розничной торговли)



На долю крупных и средних организаций приходилось в 2013 г. 49,6% от общего объема оборота розничной торговли (в 2012 г. - 48,2%), субъектов малого предпринимательства - 50,4% (в 2012 г. - 51,8%).
Доля продаж торговых сетей в общем обороте розничной торговли в 2013 г. составляла 30,1% (в 2012 г. - 29%). Темп роста оборота розничной торговли торговых сетей в 2013 г. к предыдущему году составлял 106,8%.
Удельный вес оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей в общем обороте розничной торговли составлял в 2013 и 2012 годах 19,4% в каждом году.
Оборот розничной торговли розничных рынков и ярмарок составил 5,7% (в 2012 г. - 5,8%). Ниже приведены данные о структуре оборота розничной торговли розничных рынков и ярмарок и темпах роста оборота розничной торговли.


2013
2012
млн. рублей
в % к 2012
млн. рублей
в % к 2011
Всего
9369,1
103,0
8527,1
110,6
в том числе: пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия
3710,2
99,5
3419,4
107,3
непродовольственные товары
5658,9
106,1
5107,7
113,0

Доля оборота розничной торговли розничных рынков и ярмарок пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в общем объеме оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями составила 4,4% (на 0,1 процентных пункта меньше, чем в 2012 г.), доля оборота розничной торговли розничных рынков и ярмарок непродовольственными товарами в общем объеме оборота розничной торговли непродовольственными товарами составила 7,1% (в 2012 г. - 7,1%). В структуре продажи товаров на рынках и ярмарках преобладали: мясо (включая мясо домашней птицы и дичи, продукты и консервы из мяса), свежие овощи и картофель, свежие фрукты, одежда и обувь, напольные покрытия и ковровые изделия.
На душу населения оборот розничной торговли в 2013 г. составил 116,2 тыс. рублей и 104,2% (в сопоставимых ценах) к 2012 г.
В негосударственном секторе экономики формировалось в 2013 г. 99,2% оборота розничной торговли (в 2012 г. - 99,1%).
Распределение оборота розничной торговли по формам собственности характеризуют следующие данные:


2013 г.
Справочно: 2012 г.
млн. руб.
в % к итогу
млн. руб.
в % к итогу
Оборот розничной торговли
164720,4
100
148174,0
100
в том числе по формам собственности:




государственная и муниципальная
1237,7
0,8
1406,4
0,9
муниципальная
531,0
0,3
556,8
0,4
негосударственная
163482,7
99,2
146767,6
99,1
частная
135848,6
82,5
123005,4
83,0
другие формы собственности
27634,1
16,7
23762,2
16,1

Организации потребительской кооперации реализовали населению товаров в 2013 г. на 3742,1 млн. рублей, на 4,1% (в сопоставимых ценах) меньше, чем в 2012 году. Доля потребительской кооперации в общем объеме оборота розничной торговли составила 2,3%.
В структуре оборота розничной торговли в 2013 году удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 51,8%, непродовольственных - 48,2% (соответственно в 2012 г. - 51,4% и 48,6%). Пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий за этот период населению продано на 85245,6 млн. рублей, непродовольственных товаров - на 79474,8 млн. рублей. В товарной массе это составило 102,7% и 105,7% к январю - декабрю 2012 года.
Оборот розничной торговли алкогольными напитками и пивом в 2013 году составил 16305,9 млн. рублей, в сопоставимых ценах на 9% меньше, чем 2012 году. Удельный вес алкогольных напитков и пива в общем объеме оборота розничной торговли составил 9,9% (в 2012 г. - 10,2%). Продажа алкогольных напитков и пива (с учетом всех источников поступления) в 2013 году составила 1181,2 тыс. дкл (в абсолютном алкоголе), в 2012 г. - 1227,4 тыс. дкл. В расчете на душу населения алкогольных напитков и пива было продано соответственно 8,33 и 8,6 литра.
В структуре продажи алкогольной продукции и пива преобладали водка и ликероводочные изделия - 51,1%, на виноградные и плодовые вина приходилось 10,4%, коньяки - 3,7%, шампанские и игристые вина - 2,1%, напитки слабоалкогольные - 2,2%, пиво - 27,2%, напитки, изготовленные на основе пива, - 3,2%, прочую алкогольную продукцию (сидры, пуаре, медовуху и другие) - 0,1%. Продажа алкогольных напитков и пива в расчете на душу населения в 2013 г. составила: водки и ликероводочных изделий 10,93 л; виноградных и плодовых вин - 7,23 л; коньяков - 0,77 л; шампанских и игристых вин - 1,61 л; пива - 45,82 л; напитков, изготовленных на основе пива, - 5,46; напитков слабоалкогольных - 2,63 л; прочей алкогольной продукции - 0,1 л.
Объем товарных запасов в розничной торговле по состоянию на 01.01.2014 составил 5546,5 млн. рублей, на 5,5% больше, чем было на 1 января 2013 г. Уровень запасов в днях торговли - 24 дня (на 01.01.2013 - 25 дней).
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области качество товаров, поступивших в 2013 году на потребительский рынок, было невысоким. По некоторым пищевым продуктам наблюдалось снижение доли продукции ненадлежащего качества и опасной для потребителя по сравнению с 2012 годом. Доля их в общем объеме проинспектированных товаров колебалась в основном от 0,1% до 2%, за исключением таких продуктов, как: мясо птицы - 11%, пряности пищевкусовые - 50%, чай - 5,6%, продукция рыбная пищевая - 3,6%. Качество проинспектированных образцов по непродовольственным товарам было значительно хуже, чем по продовольственным товарам. Доля продукции ненадлежащего качества составила по таким товарам, как: телевизоры - 8,3%, радиоприемные устройства - 40%, швейные изделия - 22,3%, обувь кожаная - 16,4%, изделия чулочно-носочные - 9,3%, изделия кожгалантерейные - 9,4%, электропылесосы - 5%, фотоаппараты - 100%, приборы электрические нагревательные - 6,4%, мебель - 6,6%, машины и приборы для механизации кухонных работ - 20,8%, холодильники бытовые - 3,8%.
Итоги ежеквартального выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле, проведенного в 2013 г., показали, как руководители обследованных организаций оценивали ситуацию в организациях розничной торговли:

в % от общего числа обследованных организаций

I квартал 2013 г.
IV квартал 2013 г.
I квартал 2012 г.
IV квартал 2012 г.
Благоприятная
18,3
22,0
13,6
18,6
Удовлетворительная
76,7
76,3
78,0
76,3
Неблагоприятная
1,7
-
8,5
5,1

Изменение
экономической ситуации в розничной торговле в 2013 г.

в % от общего числа обследованных организаций
По отношению к предыдущему кварталу
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
Улучшение
20,0
25,0
23,3
20,3
Без изменения
68,3
70,0
70,0
72,9
Ухудшение
8,3
5,0
6,7
5,1
Баланс <1>
11,7
20,0
16,6
15,2

--------------------------------
<1> Баланс - разность оценок "улучшение" и "ухудшение" в процентных пунктах.

Развитие деятельности организаций розничной торговли сдерживалось рядом неблагоприятных факторов, среди которых большинство руководителей (владельцев) организаций выделили высокую конкуренцию со стороны других организаций розничной торговли, недостаточный платежеспособный спрос и высокий уровень налогов, о чем свидетельствуют следующие данные:


в % от общего числа обследованных организаций
2013 г.
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал
Высокая конкуренция со стороны других организаций розничной торговли
68,3
65,0
66,7
66,1
Недостаточный платежеспособный спрос
45,0
43,3
45,0
47,5
Высокий уровень налогов
58,3
60,0
58,3
57,6

В числе прочих причин предприниматели отмечают недостаток финансовых средств (к концу года - 33,9%), высокий процент коммерческого кредита (15,3%), высокий уровень арендной платы (30,5%) и транспортных налогов (22%).
Индекс предпринимательской уверенности <1>, характеризующий деловой климат организаций розничной торговли, составил 4,5% в IV квартале 2013 г., 8,9% в III квартале 2013 г., 10% во II квартале 2013 г., 6,1% в I квартале 2013 г.
--------------------------------
<1> Индекс предпринимательской уверенности рассчитывается как среднее арифметическое "балансов" оценок изменения экономического положения в текущем квартале и ожидаемых изменений в следующем квартале, а также фактического уровня складских запасов (последний - с обратным знаком), в процентах.

Средний уровень сложившейся торговой наценки организаций розничной торговли в IV квартале 2013 г. составил 24,6%, что на 0,1 процентных пункта меньше уровня квартала 2013 г.
Из числа хозяйствующих субъектов в IV квартале 2013 г. руководители 42,4% обследуемых организаций считают, что уровень торговой наценки существенно ниже уровня, необходимого для возмещения затрат и получения прибыли организацией. Разница между сложившимся и достаточным уровнем торговой наценки по всем обследованным организациям в IV квартале составила 10,2 процентных пункта (в III квартале 2013 г. составила 9,4 процентных пункта). Из общего числа руководителей обследуемых организаций 44,1% руководителей (в III квартале - 45%) утверждают, что средний уровень торговой наценки должен находиться в интервале от 31% до 50%.

Руководитель Владимирстата
А.Н.БЫКОВ





Приложение № 1

ДИНАМИКА
ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В 2013 Г.


млн. руб.
В % к (в сопоставимых ценах)
Справочно 2012 г. в % к 2011 г., в сопоставимых ценах
соответствующему периоду предыдущего года
предыдущему периоду
Январь
11858,1
112,5
77,0
108,9
Февраль
11309,4
102,3
94,7
114,2
Март
12526,3
101,1
110,1
117,3
I квартал
35693,8
104,0
85,0
113,6
Апрель
12769,3
101,0
101,5
117,1
Май
13637,1
101,4
106,2
119,9
Июнь
14049,7
103,6
102,4
115,8
II квартал
40456,1
101,8
111,5
117,9
I полугодие
76149,9
103,0
-
115,6
Июль
14733,5
107,9
104,9
113,1
Август
14846,0
110,2
100,6
110,8
Сентябрь
13929,7
105,5
93,5
114,1
III квартал
43509,2
107,8
106,7
112,7
Январь - сентябрь
119659,1
104,7
-
114,6
Октябрь
14166,2
105,1
100,8
114,1
Ноябрь
14318,1
105,5
100,2
116,9
Декабрь
16577,0
98,8
115,4
121,2
IV квартал
45061,3
102,7
101,6
117,5
Год
164720,4
104,2
-
115,4





Приложение № 2

ДИНАМИКА
ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В % К СРЕДНЕМЕСЯЧНОМУ
ЗНАЧЕНИЮ 2011 Г.




------------------------------------------------------------------