Постановление администрации города Судогда Судогодского района Владимирской области от 17.10.2014 N 341 "Об утверждении плана мероприятий "Определение долей земельных участков под многоквартирными домами для начисления земельного налога"



ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУДОГДА СУДОГОДСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. № 341

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ")
"ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЕЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМИ
ДОМАМИ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА"

В целях координации мероприятий по повышению роли местных налогов в формировании бюджета муниципального образования город Судогда городское поселение, руководствуясь Уставом муниципального образования город Судогда городское поселение, постановляю:
1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Определение долей земельных участков под многоквартирными домами для начисления земельного налога" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы по вопросам экономики, финансов, муниципального имущества, архитектуры и земельным отношениям.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Глава муниципального образования
город Судогда городское поселение
А.В.СМИРНОВ





Приложение
к постановлению
администрации
города Судогда
Судогодского района
от 17.10.2014 № 341

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛЕЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА"

I. Общее описание "дорожной карты"

1. План мероприятий ("дорожная карта") "Определение долей земельных участков под многоквартирными домами для начисления земельного налога" направлен на получение городским бюджетом дополнительных доходов за счет увеличения налогооблагаемой базы по земельному налогу в отношении земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
Основной задачей "дорожной карты" является проведение работы по выявлению земельных участков под многоквартирными домами, не учтенных в государственном кадастре недвижимости, и постановке их на кадастровый учет, а также определение долей собственников помещений многоквартирных жилых домов, которые ранее не являлись плательщиками земельного налога.
Налоговые органы исчисляют земельный налог физическим лицам на основании сведений, представляемых в соответствии со статьями 85 и 396 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс), органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В отсутствие определенного на законодательном уровне порядка информационного взаимодействия налоговых органов, органов БТИ, кадастровой палаты и Росреестра, имеющих информацию о земельных участках, их собственниках и площадях помещений, обязанность по выполнению работы по сбору информации от указанных структур и ее обработке возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований.
Представление органами муниципальных образований сведений о земельных участках под многоквартирными домами с указанием размеров долей в праве собственности по каждому правообладателю позволит налоговым органам провести начисление земельного налога физическим лицам - правообладателям помещений.
Согласно статье 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В отношении налогообложения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, необходимо учитывать положения жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит общее имущество в здании на праве долевой собственности. В состав этого имущества, помимо прочего, входит земельный участок, на котором расположен дом.
Таким образом, в соответствии с положениями Жилищного кодекса и Налогового кодекса земельный налог за земельные участки под многоквартирными домами обязаны платить собственники помещений в многоквартирных домах.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" момент возникновения прав на земельные участки связывается и с наличием права собственности на помещения в многоквартирных домах. Таким образом, как только к физическому лицу или юридическому лицу перешло право собственности на помещения, они обязаны уплачивать земельный налог.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Основой земельного законодательства является Земельный кодекс Российской Федерации, которым определены этапы формирования земельного участка.
Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ установлено, что в существующей застройке земельный участок, занятый многоквартирным домом и поставленный на государственный кадастровый учет до вступления в силу Жилищного кодекса, бесплатно переходит в общую долевую собственность всех собственников помещений со дня вступления в силу Жилищного кодекса. Право долевой собственности на землю возникает с 01 марта 2005 года.
В случае если на день вступления в силу Жилищного кодекса границы земельного участка не установлены, то земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента проведения государственного кадастрового учета земельного участка. В данном случае формирование земельного участка и включение его в состав общего имущества многоквартирного дома влечет за собой возникновение права общей долевой собственности по факту установления границ земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, право на общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, возникает вне зависимости от государственной регистрации права долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома.
В соответствии с нормами жилищного законодательства проведение государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, сопровождается внесением органом кадастрового учета сведений о вещных правах на такие земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Жилищного кодекса доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Таким образом, для решения этого проблемного вопроса муниципальному образованию необходимо получить сведения о площадях всех помещений многоквартирного дома - от органов кадастрового учета либо технической инвентаризации, о собственниках помещений - от налоговых органов и рассчитать долю каждого собственника в общем имуществе многоквартирного дома в общем имуществе многоквартирного дома.
В целях привлечения налогоплательщиков - физических лиц к уплате земельного налога за земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, муниципальному образованию необходимо провести установленные "дорожной картой" мероприятия.
Пунктом 9.2 статьи 85 Налогового кодекса предусмотрена обязанность органов местного самоуправления ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, по состоянию на 01 января текущего года, выделенных (предоставленных) на основании актов органов местного самоуправления, принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в случае, если указанные сведения ранее в налоговые органы не предоставлялись.
Согласно разъяснениям Минфина РФ от 01.02.2011 № 03-05-04-02/09 органы местного самоуправления должны представлять в налоговые органы сведения о земельных участках на основании актов о выделении (предоставлении) земельных участков и только в том объеме, которым они располагают, и, в первую очередь, ту информацию, которая отсутствует в государственном кадастре недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о земельных участках и их правообладателях, должны представляться органами Росреестра.
В соответствии с пунктом 11 статьи 85 Налогового кодекса сведения в налоговые органы представляются в электронном виде в порядке, определенном соглашением взаимодействующих сторон. Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления городского поселения и территориальных органов Федеральной налоговой службы во Владимирской области заключено. Данное соглашение вступило в силу с 01 января 2011 года и действует бессрочно.
В целях наиболее полного и корректного исполнения органами местного самоуправления положений пунктов 9.2 и 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации рекомендуется продолжать представлять сведения о земельных участках по ранее действовавшей форме в электронном виде в соответствии с приказом ФНС РФ от 28.07.2006 № САЭ-3-13/485@ "Об утверждении Требований к структуре и содержанию файлов сведений о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" с использованием имеющихся в органах местного самоуправления программных комплексов (ЗУМО, "Парус" и др.).

2. Целями "дорожной карты" являются:

1. Выявление земельных участков под многоквартирными домами, не учтенных в государственном кадастре недвижимости, и постановка их на кадастровый учет в порядке, определенном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости".
2. Сбор и формирование сведений о собственниках земельных участков под многоквартирными домами в электронном виде в формате, определенном Соглашением с налоговым органом.
3. Передача сведений о земельных участках и их собственниках в налоговый орган с целью привлечения к уплате земельного налога физических лиц - собственников помещений в многоквартирных домах.
4. Заинтересованность органов местного самоуправления в сборе земельного налога в отношении земельных участков, расположенных под многоквартирными домами.
5. Обеспечение полноты и своевременности поступлений земельного налога в городской бюджет.


3. Результатом реализации "дорожной карты" должно стать 100-процентное обложение земельным налогом физических лиц - собственников жилых помещений в многоквартирных домах и увеличение налогового потенциала муниципальных образований.

План мероприятий

N
п/п
Наименование мероприятия
Вид документа
Срок
Исполнитель
1
2
3
4
5
1.
Подготовка и принятие нормативно-правового акта о разработке муниципальной программы, направленной на совершенствование системы управления недвижимым имуществом на территории муниципального образования
Постановление
2014 год
ОАМИЗО
2.
Анализ и сопоставление сведений о земельных участках, поставленных на государственный кадастровый учет, и многоквартирных жилых домах, внесенных в государственный кадастр недвижимости, с целью выявления неучтенных объектов недвижимости
Информация
2014 год
ОАМИЗО
3.
Сбор и формирование сведений о собственниках земельных участков для расчета долей собственников в праве общей долевой собственности на земельные участки многоквартирных домов, в том числе:
- запрос информации из органов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области о собственниках помещений и их долях в праве собственности на помещение;
- выявление земельных участков под многоквартирными домами, не учтенных в государственном кадастре недвижимости, проведение работ по их межеванию и постановке на государственный кадастровый учет;
- передача в территориальные органы Росреестра сведений о земельных участков, занятых многоквартирными домами, для постановки их на кадастровый учет
Информация
2014 год
ОАМИЗО
4.
Проведение расчета долей собственников в праве общей долевой собственности на земельные участки под многоквартирными домами
Расчет
2014 год
ОАМИЗО
5.
Загрузка собранных сведений о земельных участках и их собственниках из программы в электронные файлы определенного формата
Электронные файлы
2014 год
ОАМИЗО
6.
Направление сведений в электронном виде (электронных файлов) в налоговый орган
Информация
2014 год
ОАМИЗО
7.
Направление отчета о проделанной работе в департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области и в налоговые органы по месту нахождения (по форме согласно приложению)
Информация
Ежеквартально, в срок до 16 числа месяца, следующего за отчетным кварталом
ОАМИЗО


------------------------------------------------------------------